ФОТОХУДОЖНИК РАМИЛЬ КИЛЬМАМАТОВ (1949–2019 гг.)

«Считаю, что нашел свою дорогу в жизни...»

Фотохудожник Рамиль Кильмаматов

«Считаю, что нашел свою дорогу в жизни и честно выполняю свою миссию – фотомиссию. Я счастлив, что у меня есть возможность что-то сказать своими работами людям, и надеюсь оставить какой-то след в жизни. Все мое творчество посвящено родному Башкортостану».

Рамиль Кильмаматов

Рамиль Исмагилович Кильмаматов – один из самых титулованных российских фотохудожников, понятие «башкирской школы» современного российского фотоискусства ассоциируется, прежде всего, с его творчеством.

Родился 10 сентября 1949 г. в д. Каргалы Благоварского района Башкирии. Окончил Московский институт культуры. В сфере культуры проработал более 45 лет (с 1973 г.), из них около 40 лет – в Республиканском центре народного творчества Министерства культуры РБ. Организатор и бессменный руководитель Республиканского кинофотоклуба «Агидель» (1976–2019 гг.) – базового учреждения в развитии фотоискусства Башкирии. Рамиль Кильмаматов был в числе создателей Союза фотохудожников СССР (секретарь правления), России (секретарь); организатор и руководитель первого регионального творческого Союза фотохудожников – Союза фотохудожников РБ (1992–2004 гг.) и до апреля 2019 г.– секретарь Союза фотохудожников России и председатель его Башкирского отделения.

За творческие достижения и большой вклад в развитие фотоискусства в Башкирии и России Р.И. Кильмаматов награжден: знаком Минкультуры СССР «За отличную работу» (1979 г.), золотой медалью международной фотовыставки «Кадр-80» в Армавире, золотой медалью международной фотовыставки «Лидер-82» в Тольятти, бронзовыми медалями ВДНХ СССР (1979, 1981, 1983, 1986 гг.), серебряной и бронзовой медалями фотосалона «Европа» в Барселоне (1981 и 1983 гг.), дипломом лауреата и специальным призом всероссийской выставки «Россия – отчий дом» в Курске (1990 г.), дипломами лауреата фотоконкурса «Башкирская фотография» (1990, 1991, 1992 гг.), гран-при и дипломом лауреата фотовыставки Союза фотохудожников России в Смоленске (1991 г.), дипломом Союза фотохудожников России «За успешную реализацию международных проектов, направленных на укрепление дружбы и сотрудничества между фотографами разных стран» (2010 г.).Член жюри фотоконкурса «Международные молодежные Дельфийские Игры» в Анкаре (май, 2010 г.), лауреат международного фестиваля культур «Содружество» (2013 г.), лауреат всероссийского фотоконкурса «Национальные праздники народов России» в Москве (2016, 2017 гг.), победитель Народного рейтинга «Любимые художники Башкирии» в Уфе (2019 г.).

Народный художник Республики Башкортостан (2014 г.), заслуженный работник культуры БАССР (1990 г.) и РФ (2007 г.), лауреат Государственной премии им. Салавата Юлаева (2010 г.). Своего рода признанием творческих заслуг Р.И. Кильмаматова перед Башкирией стало его участие в составе делегации выдающихся деятелей культуры и искусства РБ на Открытии Года культуры в Большом театре в Москве в марте 2014 г. 6 марта 2019 г. в Московском международном Доме музыки на торжественном открытии Дней Башкирской культуры, посвященных 100-летию образования Республики Башкортостан, в буквальном смысле блистали грандиозные по размеру и значимости фотополотна панорамной экспозиции фотовыставки «Башкортостан – жемчужина России». Куратором и организатором, одним из авторов выставки был Рамиль Кильмаматов. 20 марта 2019 г. в Национальном музее он открывал выставку документальной и художественной фотографии «Страницы истории Башкортостана». В дар музею была передана коллекция из 42 снимков.

Персональные выставки Рамиля Кильмаматова всегда становились резонансным событием в республике, они успешно экспонировались в Москве, Санкт-Петербурге, во многих регионах России, а также в 20 странах мира. На организуемые им мероприятия съезжались известные российские и зарубежные фотохудожники.

Издано несколько авторских книг-фотоальбомов Рамиля Кильмаматова: «Я вас люблю» (1996), «Башкортостан в сердце моём» (2007), «Башкортостан – мой отчий дом (Избранные фотографии)» (2007), «Башкортостан в душе моей» (2013), «На земле мне близкой» (2013), «Сказание о земле башкирской» (2019). Его лучшие работы вошли в фотоальманахи ЮНЕСКО, ТЮРКСОЙ, в фотоальбом «Пейзажи России», в презентационные книги о Башкортостане, выпускаемые в 1990–2018 гг. Рамиль Кильмаматов был одним из руководителей проекта и автором фотосъемки книги «Красноусольск: курорт, дарующий здоровье», отмеченной дипломом как лучший рекламный проект на Книжной ярмарке в Москве в 2009 г.

Многочисленные фотоработы Р.И. Кильмаматова находятся в коллекциях Министерства культуры РФ, Государственного российского дома народного творчества им.В.Д.Поленова, Московского дома фотографии, Союза фотохудожников России, в Музее современного искусства в Париже, в Кодак-центре в Лондоне, в фотосалоне Барселоны, в Галерее ЮНЕСКО, на кафедре фотоискусства в Калифорнийском университете, в галерее Центра народного творчества РБ, собраниях Государственного архива РБ, Национального музея РБ, в частных музеях и галереях в России и за рубежом.

Рамиль Кильмаматов – автор проектов и организатор крупнейших всероссийских и международных мероприятий и фотофорумов: фотоэкспедиций по рекам Белая, Кама, Волга «Фотографы мира – за экологию и культуру России» (1992–1993 гг.), в которых приняли участие лучшие фотохудожники из 40 стран мира; ежегодных (с 1990 г.) международных фотоэкспедиций по Башкирии «Природа. Человек. Культура» с участием лучших фотохудожников России, СНГ, стран ШОС и БРИКС, Европы, США. Он сам находил деньги, спонсоров, приглашал известных людей, иностранных коллег, которые считали за профессиональную удачу пообщаться с мэтром, поработать с ним в одном проекте. В 2010 г. впервые в истории ТЮРКСОЙ международная творческая лаборатория фотохудожников прошла в России(в Башкирии), что стало признанием высокого уровня развития башкирского фотоискусства. В 2014 г. акция «Природа. Человек. Культура» –«ноу-хау» Рамиля Кильмаматова – получила высокое признание, став дипломантом Национальной премии в области развития общественных связей федерального конкурса «Серебряный лучник» в номинации «Лучший проект в области развития и продвижения территорий». Фотоэкспедиции по Башкортостану авторитетное жюри конкурса признало нестандартным и эффективным средством PR-продвижения республики за ее пределами. За годы существования проекта в нем приняло участие более 200 фотохудожников из разных стран мира, регионов России. Результатом всех фотоакций становилось издание фотоальбомов «Башкортостан глазами друзей», проведение многочисленных фотовыставок в республике, стране и за рубежом. При деятельном и активном участии Кильмаматова Уфа стала одним из престижных выставочных центров России, представляющих не только региональные, но и международные фотопроекты.

Мэтр башкирской художественной фотографии воспитал не одно поколение учеников, соратников, последователей. Многие известные современные фотохудожники считают его своим Учителем, Вождем. За долгую и плодотворную творческую жизнь Рамиль Кильмаматов открыл и поддержал множество молодых талантов. Его ученики и последователи трудятся в международных фотоагентствах, федеральных и региональных изданиях, галереях и музеях современного искусства.

Всю свою творческую жизнь Р.И. Кильмаматов активно участвовал в формировании художественного образа современного Башкортостана. Фотографическая антология работ мастера башкирского и российского фотоискусства масштабна и разнообразна. На малой родине фотохудожника в Благоварском районе открывается музей, посвященный его творчеству, одна из улиц будет названа его именем. Земляки помнят и чтут его память. В столице республики на фасаде здания на ул. Бульвар Ибрагимова, 46, в котором жил Р.И. Кильмаматов, в недалеком будущем будет открыта мемориальная доска. Фотоклубу «Агидель», организатором и бессменным руководителем которого он был более 45 лет, присвоено его имя.

Рамиль Кильмаматов писал о себе и своем творчестве:

«Пословица «Где родился, там и сгодился» – про меня, и я горжусь этим. Человеку, занимающемуся творчеством, без обостренного чувства Родины в душе нельзя! Могу с уверенностью сказать, что с 1976 года являюсь одним из летописцев жизни Башкортостана. И даже кадры, снятые в других регионах и странах, являются взглядом башкортостанца… Где бы я ни был, меня всегда тянет домой, самые красивые пейзажи и памятники архитектуры в других странах завораживают, но не могут затмить в сердце Родину, на этой земле жили мои предки, живу я и мои дети и внуки… Это мое Отечество!

Всеми своими достижениями, везением в жизни я обязан родителям-фронтовикам и отчему дому – Каргалам…»

О ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ, УЧИТЕЛЯХ

Еще в детстве в школьном кружке он увлекся фотографией. Но профессию Рамиль выбирал вполне романтически не единожды. В юности писал стихи, пытался играть на аккордеоне, петь, серьезно увлекался математическими «играми разума». Закончил военное училище, два семестра был студентом авиационного института, играл в хоккей, работал на электроламповом заводе и в пожарной части, был на БАМе, окончил с отличием Тобольское культпросветучилище… И лишь затем созрел для Академии культуры в Москве, куда его пригласил учиться профессор Б.Н.Нащокин.

Становление творческой индивидуальности Рамиля Кильмаматова проходило в конце 1970-х – начале 1980-х гг., достигнув зрелости в 1990-х – начале 2000-х гг. Он всегда оставался верен эстетическим канонам реалистической школы фотоискусства. Этому способствовали уроки, полученные в Московском институте культуры у С.Ф.Бондарчука, Г.Н.Чухрая, В.Я.Мотыля и др. Время учебы Кильмаматова в Москве стало самым плодотворным временем профессионального общения. Рамиль был одним из инициаторов создания Союза фотохудожников России. Именно он в дальнейшем сумел поднять профессиональное фотоискусство Башкирии на такую высоту, которая отличает его сегодня – в российском фотоискусстве оно прочно заняло достойное место и получило название «башкирская школа» (в кругу коллег-профессионалов именуемая «кильмаматовской»), а Уфа стала одним из главных выставочных центров России.

Уже первые конкурсные работы – «На учениях, как в бою» (Москва. ВДНХ СССР, 1979 г., бронзовая медаль и Диплом лауреата за серию снимков); «Нэнэй» (Армавир, 1981 г., международная фотовыставка, золотая медаль за коллекцию работ и приз газеты «Труд» за снимок «Нэнэй»); «Сказительница» (Тольятти, международная фотовыставка, золотая медаль); коллекция работ на фотосалоне в Барселоне «Европа-81» и «Европа-83» (отмечены бронзовыми медалями) – свидетельствовали о творческой зрелости молодого автора. Уже тогда он сложился как незаурядный художник и нашел свои темы и свою особую, пронзительную, интонацию в фотоискусстве. Пережитое, увиденное, не единожды осмысленное помогало ему быть более убедительным, понятным. Его фотополотна свидетельствуют о философских размышлениях автора, о тонкой наблюдательности, об умении транслировать свои жизненные наблюдения. Характер отбора жизненного материала и камерная природа образов свидетельствуют о тяготении художника к лирическому искусству. Рамиля Кильмаматова всегда волновала тема Родины, большой и малой. С особым вниманием и чуткостью он вглядывался в красоту родного Башкортостана. Прекрасна коллекция его работ «О красоте труда». На этих портретах раскрывается характер людей, их судьба: в повседневной жизни они гордятся своим трудом, осознают важность своего вклада в общее дело…

Одно время в жизни Кильмаматова занятия кино и фото шли параллельно, но фотоискусство победило. Поэтому не случайно многие работы производят эффект мини-кино, фотоновеллы. Слишком о многом они призывают задуматься.

Основными качествами в профессии и в жизни этого невероятно талантливого и разнопланового человека были предельная искренность и заразительный оптимизм. Антология работ Рамиля Кильмаматова – не просто фотопроизведения автора, но и картина самой эпохи.В 1992 г. эксперт международного фотокруиза «Фотографы мира – за экологию и культуру России», фотокритик, консультант европейского отделения фирмы «Кодак» Дэвид Кэмпбэл присвоил Рамилю Кильмаматову титул «Мистер Глаза» за его умение найти и раскрыть такие грани, которые порой ускользают от других. Р.И. Кильмаматов любил жизнь так, как может любить ее только Художник. В этом индивидуальность и неповторимость автора.

Сознание ответственности высокой миссии в фотоискусстве сделало его чрезвычайно требовательным к себе. Творчеству Рамиля Кильмаматова присущи искренность интонации, душевная открытость, откровенность, стремление дойти до сердца зрителей, патриотизм. Героям его снимков свойственны человечность, доброжелательное отношение к людям и к жизни. Фотопортреты современников, выполненные Рамилем, – это портреты-судьбы. Ему нравились деятельные, сильные натуры, не сгибающиеся перед жизненными обстоятельствами.

«Улицы Пушкина и Ленина», Рамиль Кильмаматов
«Благовар», Рамиль Кильмаматов

Его творческой манере присущи живая наблюдательность, безупречное чувство композиции, умение передавать ритм движения (даже легкого ветерка, тумана). Рамилю Кильмаматову удавалось поймать мгновенное состояние изменяющейся и живущей по своим законам природы. В его работах всегда чувствуется истинное восхищение автора природой и человеком. В то же время фотохудожник достиг умения погружать зрителей в раздумья о прекрасном и вечном…

Созданные им тематические циклы фотопроизведений –«Башкортостан – мой отчий дом», «Песня о башкирских лошадях», «Сабантуй», «Земля, мне близкая», «Страна ЕврАзия», «Солдаты Победы», «Дорогами отца», «Ветераны, наденьте ордена!», «Деревенька моя», «Иремель»; серии «Перестройка», «Земля Салавата», «Дорогие мои земляки», «Кто, если не мы?», «Зимушка-зима», «Первозданная Россия», «Доброе, вечное…», «Рожденные в СССР», «Земля, хранящая традиции», «Страна фараонов» (о Египте и его людях), «Люди солнца» (о Турции и ее людях), «Иран глазами друга» (об Иране и его людях), «Трагедия над Боденским озером» – вошли в золотой фонд башкирского и российского фотоискусства.

Талантливый художник, блестящий организатор, инициатор и координатор уникальных проектов, «душа и двигатель» многих начинаний буквально до последних дней своей жизни творил, вдохновлял, строил планов громадье… Готовился к своему 70-летию (до которого не дожил пять месяцев), на его рабочем столе остались готовый макет книги-альбома «Рамиль Кильмаматов. Племя крылатых тулпаров» (тема башкирских лошадей – одна из ключевых в творчестве автора, он возвращался к ней постоянно) и материалы юбилейной фотовыставки «Это было недавно…».

В день 70-летия  народного художника РБ  Р.И.Кильмаматова, 10 сентября 2019 года, в Национальном музее (как и мечтал автор) открылась его персональная выставка. На открытие пришли близкие, друзья, коллеги фотохудожника, а также многочисленные поклонники его таланта. Директор издательства «Белая река» презентовал новую книгу-альбом Рамиля Кильмаматова.

По словам Я. Голобородько, «…мир, увиденный Рамилем Кильмаматовым и пропущенный им через свой разум, через свое сердце, затрагивает любую, даже самую черствую душу. Как же нужно любить эту жизнь и людей, чтобы увидеть столь мудрую красоту в морщинках башкирской бабушки, постичь самую глубину мира в глазах ребенка, передать всю философию земли в одном солнечном блике…» («Молодежная газета», 16 сентября 1999 г.).

Текст: Лариса Суганяк
«Любимые художники Башкирии», книга 2, серия «Земляки»

TOP