ФОТОХУДОЖНИК РУСЛАН КАДИКОВ

Полёт

Фотохудожник Руслан Кадиков

«Вкусив свободу полета, всегда ты будешь ходить по земле, смотря в небо».

Леонардо да Винчи

 «Я не терплю стен и загородок. Небо, охватывающее взором всю землю, ветер, не встречающий преград, океан, омывающий все берега, — вот идеал».

Махатма Ганди

Руслан Фидаильевич Кадиков родился в сентябре 1994 г. В 2017 г. завершил обучение в Уфимском государственном нефтяном техническом университете по специальности «Теплогазоснабжение и вентиляция». Работает в АО «Башнефтегеофизика» обработчиком сейсмических данных.

Фотографией занялся 9 мая 2015 г. В этот день, выйдя на улицу, он устроил свою первую репортажную съемку. Руслан Кадиков говорит, что он не профессионал, и фотография пока не стала его профессией, оставаясь любимым хобби. Решение творческих задач требует специальных знаний, и их Руслан добывает в доступных источниках, при этом доверяя собственному опыту и чутью.

В 2018 г. его снимки получили высокую оценку зрителей и профессионалов на конкурсе «Любимые художники Башкирии» в номинации «Фотографы-любители».

Фотокамера многофункциональный аппарат. Это, своего рода, и портативная машина времени, и предмет гордости, и средство общения с миром, и инструмент фотографа. Фотоаппарат – это что-то вроде ларца, в котором хранятся россыпи драгоценных моментов. Часто с покупки первого фотоаппарата проявляется картина мира. А дальше камера становится частью вас самих. Без неё уже невозможно ни оглядеться по сторонам, ни осмыслить происходящее.

Ещё до приобретения фототехники, Руслан Кадиков особым образом воспринимал действительность. Становясь участником каких-либо событий, он смотрел на них несколько отстранённо, мысленно раскладывая их на отдельные эпизоды, как кадры фотосъёмки, отмечая самые интересные сцены. «После покупки фотоаппарата я осознанно стал «охотиться» за подобными моментами. Цифровая камера стала моими «глазами». Она передавала моё восприятие окружающего мира и моё отношение к событиям», говорит Руслан.

Сегодня инструментарий фотографа сложен и многообразен. Фотограф, как и художник, свободен в выборе техники для реализации творческих задач. Решая творческие задачи, кто-то снимает на цифровую камеру, кто-то пользуется плёночными фотоаппаратами, кто-то редактирует, обрабатывает, ретуширует изображение классическим или цифровым способом, кто-то оставляет фотографию почти нетронутой, сохраняя естественную игру теней и света.

По словам Руслана Кадикова, он не задумывался над выбором технологий фотосъёмки. Сразу взял в руки цифровой фотоаппарат, который стал интересен ему в силу больших возможностей. Он предпочитает не «вмешиваться» в те мгновения, которые ему удалось запечатлеть, используя Photoshop лишь для деликатной пост-обработки фотографий.

Руслан Кадиков освоил воздушное пространство, и сложилась серия «Полёт». Преодолевая гравитацию, герои его снимков парят в пространстве наперекор инстинкту самосохранения и законам физики. «Полёт всегда возбуждает, завораживает, говорит он. Порой я замечаю, что, наблюдая за этим действом, я непроизвольно повторяю движения ребят (спортсменов) и мысленно стремлюсь в полёт. Видимо, сказывается, что я и сам занимаюсь сноубордом. Привлекает сочетание романтики и риска, на который мы идём, хотя знаем, что полёт может прерваться падением. Для меня просто радость, когда удаётся «поймать» в кадр мгновение наивысшей точки полёта будто я сам только что совершил этот полёт».

Мы привыкли думать, что для полёта нужны два крыла... Оказывается, для высшего пилотажа больше подходят самокат, сноуборд и батут. Икар был непослушным сыном Дедала. За то и поплатился. Очень непослушным! А где вы видели послушных батутистов? На снимке «Воздушная лезгинка» таких точно нет. «Искусство принадлежит народу», сказал один мудрец, но «Искусство полёта» сноубордиста он, наверняка, в виду не имел. А зря. Иногда для полёта достаточно пары колёс и одной головы. Да, голова всё-таки нужна, несмотря на то, что «Безумство – это круто».

Помимо удачно пойманного мгновенья, фотографии Кадикова отличает и эмоциональная выразительность. У вечного огня собрались люди самых разных возрастов и типажей. И эмоции у всех у них разные. Но, независимо от возраста, их объединяет Память, которая передаётся из поколения в поколение, в каждой семье, независимо от национальности и социального положения. Рассказывая об этом снимке, Руслан Кадиков добавляет: «Традиция всех народов, проживающих в России, чтить своих героев, выражая чувства возложением цветов в память о людях, которые сохранили наше настоящее: Мир, Родину, Свободу. Мы помним, скорбя, гордимся и повторяем: «Имя твое неизвестно подвиг твой бессмертен».

Дети самые позитивные творения на свете. И этой девочке в розовой шапочке будет подарена не одна умилённая улыбка. В её глазах читается пытливый интерес к миру. На фоне увядающего леса она смотрится нежным розовым цветком, поднявшимся среди жухлой листвы. Осень дарит нам широчайшую гамму цвета и чувств. И иногда «Осеннее чувство» сродни весеннему солнышку.

Порой полёт души буквально окрыляет... Лишь бы гармонист был хорошим. Для зажигательного танца достаточно молодецкой удали, крепких сапог, заломленной на затылок «Батыра» тюбетейки и распахнутой, золотом расшитой, жилетки.

Контражур пожалуй, самое эффектное освещение для выявления достоинств силуэта. Балерины не летают, но это фото юной танцовщицы, как и почти всё у Кадикова, тоже о полёте. Посадка головы, взмах руки, движение ноги – всё напоминает моменты взлёта красивой, сильной и гордой птицы. Счастливого полёта, юная красавица! «Красота вокруг нас» назвал это снимок Руслан. Если вокруг Руслана Кадикова действительно разворачиваются подобные сюжеты, то, надо думать, недостатка в натуре он испытывать не должен.

Слово «полёт» употребляется в разных контекстах: полёт мысли, полёт воображения, полёт птицы, творческий полёт, полёт фантазии, полёт на тарзанке... От «Прыжка в неизвестность» захватывает дух даже у зрителей. Можно только догадываться, что испытывает девушка, оседлавшая тарзанку у берегов Индийского океана в Шри-Ланке. Наверное, она чувствует себя чайкой. А что должна чувствовать верёвка, которой доверили всё: молодость, красоту и отважное сердце?

Руслан Кадиков побывал в Индии, Турции, Китае, Шри-Ланке. Привёз из путешествий коллекцию фотовпечатлений и наработал опыт съёмки в различных условиях. Тревел-фотография его привлекает тем, что снимки, сделанные в путешествиях, по его мнению, особенно неповторимы. Мечтает побывать на Гавайских островах, увидеть легендарные волны, покорить которые съезжаются сёрферы со всего мира, прокатиться на доске, поснимать полёты сёрферов с гребня волны. В Шри-Ланке и то, и другое ему удалось. В будущем Руслан хотел бы снимать, как он говорит, «прямо из волн», чтобы запечатлеть, буквально находясь внутри волны, фантастическую игру света, преломлённую океанскими призмами.

Волны бывают разные: бывают головокружительные, бывают ласковые волны прибоя, а бывают разрушительные цунами. С одной коварной волной связана история «Смертельного кадра», сделанного Кадиковым в Шри-Ланке. Руслан рассказывает, что друг попросил сфотографировать его на камнях у бушующего океана. Отговорить его от этой рискованной затеи не удалось, и на второй день отдыха упрямство друга победило. Как только Руслан сделал щелчок и опустил камеру, друг исчез из поля зрения… Волна накрыла и подхватила его, протащив по камням. Последствия фотосессии оказались не из приятных: другу пришлось зашивать порезы на ноге и на протяжении всего отдыха ходить на перевязки.

Использование дронов в современной фотографии один из прогрессивных трендов в технологии фотосъёмки. Квадрокоптер предоставляет фантастические возможности, позволяет снимать объекты в невероятно эффектных ракурсах, разворачивая камеру в различных плоскостях. Руслан уверен, что когда-нибудь обзаведётся собственным дроном для съёмок с высоты птичьего полёта, так как полагает, что за этой технологией большое будущее.

Статус фотографа-любителя Руслана Кадикова вполне устраивает. Занимаясь фотографией пять лет, он не стал приверженцем того или иного стиля или жанра, больше полагаясь на вдохновение, предпочитая снимать по наитию, повинуясь мимолетному настроению или состоянию. Независимо от времени года и погоды, он берёт камеру и отправляется в произвольном направлении. Он избегает каких-либо правил, чураясь штампов, готовых решений, считая, что излишняя упорядоченность и системность мешает творческому самовыражению.

Освободившись от стереотипов, Руслан Кадиков увлечённо набирает высоту. Удачного полёта, Руслан!

«Любимые художники Башкирии», книга 2, серия «Земляки».
Текст: Хадия Канбарова

TOP