ФОТОХУДОЖНИК СЕРГЕЙ ГУТНИК

Маэстро, тушь!

Фотохудожник Сергей Гутник

«Каждое дело требует мастерства. И сотворение себя – главное мастерство любого человека».

Н. Солнцева

«Ирония – непременная эстетическая составляющая мышления».

Сальвадор Дали

Сергей Фёдорович Гутник родился в Уфе в 1958 г. В 1976 г. окончил среднюю школу № 61 и поступил на строительный факультет Уфимского нефтяного института. Диплом с синей корочкой свидетельствует, что в 1981 г. он окончил институт и получил «звание» инженер-строитель (специальность «Промышленное и гражданское строительство»). Далее всё как в калейдоскопе: преподавание в УНИ, училище искусств, работа в книжном издательстве, в разных частных и «не очень» конторах, в том числе рекламных. Тогда же он познакомился с Виктором Андреевичем Поздновым, художником и философом, который стал его учителем и наставником. В 1995 г. начал работать в студии компьютерной графики RMC, которая в тот период открывала новые горизонты, пробивала виртуальные стены и сворачивала диджитальные горы. Протаптывание новых дорог в искусстве надолго выдавило на обочину жизни все остальные аспекты, пока задача пополнения семейного бюджета не заставила повернуться от виртуальной реальности к обыденной. С тех пор, примерно с конца девяностых, он, в основном, фотограф. Занимался также компьютерной графикой и видеопроизводством. Работал фотографом в таких театрах, как Русский драматический, Оперы и балета в Уфе, Оперный в Екатеринбурге.

В настоящее время рисует на бумаге цветными карандашами комические скетчи, фотографирует, работает на компьютере.

Если бы фотокамеры умели говорить (а они, без сомнения, это умеют), мы могли бы стать свидетелями многих драматических споров, склок и выяснения отношений. Старая плёночная камера, понятное дело, выступала бы в роли консерватора-ворчуна, а цифровая отстаивала бы позиции поборников прогресса.

Один из диалогов мог бы быть примерно таким…

Плёночная камера:

Нет… Сейчас снимать разучились… Вот раньше были мастера не то что нынче: сами ни резкости, ни выдержки выставить не умеют. Теперь и в фотолабораториях пахнет не проявителем, а (тьфу!) какой-нибудь парфюмерной лавкой.

Цифровая камера:

Нравится вам это или нет, но будущее за цифровыми технологиями!

Здесь в разговор вступает древний фотоувеличитель:

Девочки, не ссорьтесь: вы обе занимаетесь одним делом созданием фотоизображений и воплощением замыслов автора, а пути достижения результата могут быть разными…

Действительно, как бы ни важничали фотокамеры, они были и остаются всего лишь инструментом в руках человека, создающего изображение, чем-то вроде карандаша или кисти.

Я попросил выступить арбитром в этом споре Сергея Фёдоровича Гутника, но оказалось, что он даже роль фотографа не хочет переоценивать. Рассказывая о себе и фотографии, он традиционно самоироничен.

С.Г.: Мои первые фотографии выглядели так же, как и у всех «фотки на память». А профессиональная деятельность началась, когда мой товарищ, Сергей Иванов, привёз из Америки мой первый Canon. Я просто не мог допустить, чтобы такой дорогой аппарат себя не окупал. К тому моменту я уже имел всё необходимое для фотографии оборудование, так как работал в Башкирском книжном издательстве и фотоспособом изготавливал шрифтовые композиции (компьютеров-то тогда не было). Всей технике меня научил Марс Мирсаевич Гайсин, которому я очень благодарен и которого считаю одним из своих учителей не только в фотографии.

Поскольку Сергей Фёдорович не взялся рассудить спорящих, нам остаётся уповать только на время: оно самый объективный арбитр. Интересно, а как со временем менялся подход к фотографии у самого Гутника?

С.Г.: Подход к фотографии у меня не менялся. Пробовал разные обработки, трюки и в плёночной фотографии, и в цифровой. Но навсегда остался приверженцем классической фотографии и концепции «решающего мгновения». Цифре я благодарен, прежде всего, за то, что избавился от «мокрых процессов» и экземы на руках от реактивов. На сегодня я в основном использую технику Panasonic Lumix. Качество изображения данной техники немного уступает топовым моделям, но это с лихвой окупается удобством пользования.

Фотография, компьютерная и уникальная графика… Что даёт подобная всеохватность?

С.Г.: Мне всё интересно! Свой материал каждому сюжету. Если пейзаж или балерина будут отлично смотреться в фотографии, зачем его рисовать? «Скульптуру» (я имею в виду трёхмерную графику) я делаю, когда вижу «вещь в себе», комфортно себя чувствующую без окружения. Рисунки... Вот такие они, несерьёзные! Пусть будет немного веселья, нам его в жизни не хватает.

Отметив самоироничность нашего героя, замечу, что смеяться над другими или подтрунивать с той или иной степенью добродушия у него тоже получается. Просто маэстро смотрит на мир, одаривая его то саркастической, то сардонической улыбкой.

Его «Джигит», похоже, ретируется с поля боя верхом на верном коне, чем-то, всё-таки, напоминающем мультяшного осла, под натиском жалящих стрел. Романтика великих баталий, конечно, хороша, но любой бывалый военный скажет, что солдат, который не бережёт свою жизнь, только полсолдата. И эта основополагающая мысль достойна того, чтобы быть отображенной в изобразительном искусстве, если уж не в станковой живописи, то в графике, хотя бы и компьютерной.

Речной песок, разбитый ствол дерева, парусиновые штаны, изборождённые динамичными складками, бархатистая загорелая кожа, водная гладь… И где-то там, куда устремлён взгляд королевы пустого берега, за десятками и сотнями километров воды, выжженной степи и вибрирующего над ними раскалённого воздуха жизнь. Бурная, весёлая, красивая... Настоящая! Инопланетянам эта фотография расскажет о жизни на Земле больше, чем таблица Менделеева и все энциклопедические справочники. А ещё они узнают, что такое «Лето».

«Тополя»… Иногда им снится, что они пальмы, что они проросли в бесконечность и упёрлись кронами в самую глубокую синеву, туда, где шорох листьев не отличим от шума прибоя. Ну, что ж, мечтать, так о высоком.

«Мальвы», как символ мещанского быта, ныне реабилитированы вместе со слониками на комоде. Сегодня это вполне уважаемый цветок, особенно почитаемый теми, кто тоскует по палисадникам, по атмосфере замкнутого дворового пространства. Ностальгический, одним словом, получился мотив. Эх, прочитать бы ещё, что нацарапано на горчичного цвета стене…

Мир ничего о самом себе не знает – ни имени своего, ни облика. И никогда бы не узнал, если бы ни художники да фотографы. Но художники с фотографами – сами часть мира. Вот и получается, что явь занимается самопознанием. Она сморит на своё отражение в озёрной глади, в глазах красавиц, в каждой капле воды; в любом подрагивающем на ветру листе запечатлёны серебристый свет небес и выглядывающее из-за туч холодное солнце. Мир познаёт себя в режиме макросъёмки. В перевёрнутой линзе неба отразилось всё до последнего листочка, сверкающего точно «Серебро».

Иногда он изменяет концепции «решающего мгновения», увлекаясь случайно увиденными фактурами, образами, выстроенными ритмами, и тогда мир оказывается галереей спонтанной красоты, созданной при участии дождя, ветра и Сергея Гутника.

«Очередь» явление сколь социальное, столь и эстетическое. Во-первых, это выразительный ритм, во-вторых, групповой портрет. И вот стоит сплочённая когорта бойцов за общее дело, горящих на работе и не терпящая в своих рядах безродных конформистов. Ни страха, ни сомнения. Только гордое незнание того, что ждёт их там, в конце очереди.

Гражданочка, а что дают-то?

Просили больше не занимать!

Скрипач вышел то ли для поклона и сказать «Спасибо!», то ли для того, чтобы обнять весь мир. Обнять весь мир сложно, а сделать его лучше – невозможно. Потому-то наш скрипач и напоминает грустного клоуна. Но скрипач, похоже, ошибся: можно сделать мир лучше. Можно! И виртуальный металл скрипки может лететь в зимнем небе, и нереальный скрипач может обнять реальный мир.

В пору работы в Екатеринбургском оперном театре Сергей Гутник объездил с местной труппой почти полмира и из каждой поездки привозил материал для видеофильма. Потом сидел монтировал, обрабатывал видео, записывал закадровый текст. Словом, в перечень умений нашего героя видео тоже можно смело включить.

Снять интерьер – не такая простая задача. Нужно чувствовать пространство и уметь передать основную идею дизайнера. Особенно не просто снять интерьер, где много зеркальных поверхностей. Для этого надо не только умело выбрать точку съёмки, но и правильно установить свет, и Сергей Фёдорович, представьте себе, всё это умеет и подходит к решению таких задач очень ответственно. Одна из статей о Гутнике так и называлась: «Ответственный квартиросъёмщик». В бэкграунде у него опыт сотрудничества едва ли не со всеми дизайнерами интерьера Уфы.

Судя по всему, нам придётся смириться с тем, что мы так и не узнаем, чем закончился спор фотокамер, и не выясним, за кем из них будущее. Если резюмировать то, что мы выведали о Сергее Гутнике, то получается, что будущее всё-таки за фотографом, вернее, за тем, кто создаёт изображение. Судите сами, Сергей Фёдорович, помимо собственной оптики (то есть взгляда на мир), обладает свободой воли: он абсолютно независим в выборе изобразительных средств. Фотографирует, занимается компьютерной графикой, вооружается цветными карандашами. А недавно спрятал ухмылку в усы и достал с полки тушь. Что ж, нам остаётся поаплодировать этой универсальности и воскликнуть: «Маэстро, тушь!».

«Любимые художники Башкирии», книга 2, серия «Земляки».
Текст
: Хайдар Кульбарисов

TOP