ХУДОЖНИК АЙДАР УСМАНОВ

Поэзия во всем

Художник Айдар Усманов

«Материнства не взять у Земли,
Не отнять, как не вычерпать моря».

Владимир Высоцкий

Айдар Фоатович Усманов родился в апреле 1960 г. в деревне Бильгиш Аскинского района Башкирии.

Живописец, график, мастер ДПИ, педагог. Выпускник художественной школы-интерната им. К.А. Давлеткильдеева в 1977 г. В этом же году поступает на художественно-графический факультет Башгоспединститута (ныне БГПУ им. М. Акмуллы). С 1982 по 1990 гг. – учитель, затем директор нефтекамской средней школы № 8. В 1990–2002 гг. – преподаватель изобразительного искусства в Нефтекамском педагогическом колледже. В 2004–2006 гг. – заведующий картинной галереей «Мирас» в г. Нефтекамске.

С 2007 г. и по сей день А.Ф. Усманов работает методистом в нефтекамской детской художественной школе. Его педагогическому стажу – более 35 лет.

Участвовал в городских, республиканских, региональных, всероссийских и зарубежных выставках. В его творческом багаже – более 15 персональных выставок.

Работы художника хранятся во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства (г. Москва), КГ «Мирас» (г. Нефтекамск), художественной галерее «Урал» (г. Уфа), Картинной галерее г. Белорецка, в музеях и частных коллекциях Беларуси, Турции.

Нефтекамский художник Айдар Фоатович Усманов – мастер многогранный. В живописи он – одно лицо, а в декоративно-прикладных произведениях как будто и совсем другая персона. Недаром его имя Айдар переводится с башкирского как «много лун». Нефтекамцы знают его как художника, графика и резчика по дереву, преподавателя школы и методиста. Уфимские однокашники по художественному интернату им. К. Давлеткильдеева, как и сокурсники по худграфу БГПУ, – знают как личность тонкую, поэтическую и как верного друга. Наша республика знает его как «мастера – золотые руки». Этого звания он был удостоен на Республиканском конкурсе профессионального мастерства в 2007 году. Оно прибавилось к ранее полученному званию «Отличника образования РБ» за успехи в педагогической работе.

Сфера его общественной деятельности всегда была очень широка. Несколько лет он работал директором нефтекамской художественной галереи «Мирас», являлся организатором самых разных фестивалей, конкурсов, экспозиций.

Айдар Фоатович не мыслит своей жизни без детей и с увлечением работает с учениками, передавая молодым приемы и законы своего мастерства. Что-то в этом перечне, конечно, упущено – на счету у художника множество разнообразных славных дел: как годичных колец и узоров на спилах дерева, любимого им материала.

Бесспорно, хорошего человека должно быть много. Но, чтобы так много успевать, занимаясь столь ответственными делами, нужно быть поистине неутомимым тружеником и творцом, а еще – немного… сумасшедшим.

Если начать «ab ovo», «от яйца», – родовым гнездом для Айдара была деревня Бильгиш Аскинского района БАССР. Там, среди красоты диких лесов, в семье учительницы начальных классов, матери пятерых детей, открывались ему тайны Матери-природы, любовь к которой он проносит сквозь года и передает зрителям. Об этом так напевно, «гладко» рассказывают его деревянные панно, тяготеющие к овальной форме. «Овал – яйцо, зерно – символ новой жизни, женский жизненный символ… Что это – «Древо жизни»? «Мать-природа», «Мать-прародительница?» Мифологемы «Мировое Древо» и «Богиня-Мать» не обошли Усманова, найдя в его «Вечности» (название панно) оригинальное, сугубо авторское прочтение» (Светлана Игнатенко, искусствовед БГХМ им. М.В. Нестерова).

Панно «Яблочный сон», Айдар Усманов, 2016, липа
Панно «Тамги моих предков», Айдар Усманов, 2016, ива, войлок
Панно «Тамги моих предков», Айдар Усманов, 2016, ива, войлок

Один из таких овалов (работа « Счастье») был исполнен автором всего за пять часов. Тема счастья была задана на конкурсе «Москва мастеровая» в 2016 году. Участники явились туда со своими материалами. Над темой не пришлось долго думать. Критерием счастья для Усманова стало отношение к Матери, вся теплота и сила, которая исходит от нее и от общей нашей Матери-Природы. «Это есть смысл нашего пребывания на земле: мыслить и искать, и вслушиваться в дальние исчезнувшие звуки, так как за ними лежит наша истинная родина» (Герман Гессе).

Один из таких овалов (работа « Счастье») был исполнен автором всего за пять часов. Тема счастья была задана на конкурсе «Москва мастеровая» в 2016 году. Участники явились туда со своими материалами. Над темой не пришлось долго думать. Критерием счастья для Усманова стало отношение к Матери, вся теплота и сила, которая исходит от нее и от общей нашей Матери-Природы. «Это есть смысл нашего пребывания на земле: мыслить и искать, и вслушиваться в дальние исчезнувшие звуки, так как за ними лежит наша истинная родина» (Герман Гессе).

Панно «Двойное счастье», Айдар Усманов, 2016, липа

Тема святого образа женщины как начала всего – в живописных портретах матери («Светлые воспоминания»), жены («Яблочко глаз моих»), в портретах обеих дочерей. Плавность, неторопливая округлость, женственность образов – и в деревянных панно. Их воздушная пластика сродни чистой поэзии, словно из них вычерпано все земное, бытовое. Это потаенные и мимолетные образы состояний души и природы, облеченные в зримые фигуры. Одни светлы и радостны – благоухающая свежесть чувств, как у А. Фета и других поэтов, одушевляющих природу («Танцы птиц и солнца»); философские размышления о назначении творца – в «Палитре художника»; в иных панно звучит драматический мотив («Титаник»).

Часто художник слагает свои «древесные» стихи из узоров и орнаментов, используя древние символы – тамга, словно смутно вспоминая утраченные родовые связи, исцеляющие и возрождающие нас.

Таковы его двусторонние арт-объекты, резные столбики-кускары. Не изменяя любимым материалам – насыщенной и в то же время воздушной гуаши и мягкой, многотекстурной, «поющей» липе в своем «древесном» искусстве, Усманов постоянно ищет и находит новые композиции, сочетает их с новыми для себя техниками. В последнее время в нем вспыхнула любовь к войлоку, к этому уникальному, натуральному и древнему материалу. Он создал несколько произведений, где попробовал «завязать дружбу» между деревом и войлоком, используя аппликации, орнаменты. В них раскрывается суть исконных вещей и их собственная природа, эти простые материалы выступают в творчестве Айдара Фоатовича достойными представителями далеких веков (композиции «Башкирская красавица», «Северный Амур» и другие работы). Каждая техника говорит на своем языке. В декоративно-прикладном искусстве автор больше использует символы, художественные формулы, а в живописи он – подробный реалист, который старается не упустить ни одной важной детали в пейзажах, написанных любовно-восторженно. Примечательно, что все свои лучшие образы, по мнению самого художника, он создал дома, на берегах родной реки Камы. Айдар Фоатович признается, что даже в самых экзотических путешествиях он не испытывал такого душевного трепета и подъема, как дома (пример того, как «равнодушная природа» подвигает художников на выражение самых высоких чувств: она вовсе не равнодушна).

Панно «Двойное счастье», Айдар Усманов, 2016, липа

Простой пейзаж «Камские просторы»… Таинственный свет, льющийся с неба, – закат или рассвет – озаряет полноводную реку и стоящего у воды в кругу лошадей белого новорожденного жеребенка. Силуэт Никольского храма на холме, словно недремлющий призрак святого. Дорога, ведущая к нему, повторяет изгибы Камы, на латунной глади которой еле видны перышки рыбацких лодок. Венчают картину обильные, наполненные живительным светом облака; гряда пологих гор синеет на далеком горизонте, обрамляя эту торжественную, масштабную картину. Ничего сверхъестественного, местные жители наблюдают ее чуть ли не ежедневно. Но в самом выборе объектов – и глубокое обобщение, и нежная поэзия. Поэзия, сопровождающая любые творческие искания художника.

Текст: Эльвира Каримова
«Любимые художники Башкирии», книга 2, серия «Земляки»

TOP