ХУДОЖНИК АЙРАТ БАЙМУХАМЕТОВ (1958–2015 гг.)

Дорога к храму

Художник Айрат Баймухаметов

«К чему дорога, если она не приводит к храму…».

(из фильма Тенгиза Абуладзе «Покаяние»)

«Все настоящее – мгновение вечности».

Марк Аврелий

Айрат Габитович Баймухаметов – башкирский художник, живописец, педагог – родился в октябре 1958 г. в Уфе. Окончил Детскую художественную школу № 2, Уфимское училище искусств (художественное отделение) в 1986 г., Башкирский государственный педагогический институт (художественно-графический факультет) в 1990 г.

Член Союза художников России с 2015 г., член Творческого союза Международной федерации художников ЮНЕСКО с 2005 г.

С 2000 по 2015 гг. преподавал рисунок, живопись, композицию в Детской художественной школе № 2 г. Уфы, в Уфимской детской школе искусств.

С 1989 г. – экспонент республиканских, зональных, региональных, межрегиональных, всероссийских, зарубежных, международных выставок, в том числе пятнадцати персональных.

1994 г. – выставка художников Республики Башкортостан в залах Академии художеств России (г. Москва); 1995 г. – республиканская выставка «Башкирские художники», посвящённая I Всемирному Курултаю башкир (г. Уфа); 1998 г. – персональная выставка «Айрат Баймухаметов. Живопись» (г. Уфа); 2011 г. – XI региональная художественная выставка «Большая Волга – Искусство республик Поволжья» (г. Саранск, Мордовия); 2012 г. – международная художественная выставка башкирских художников (Италия); 2013 г. – персональная юбилейная выставка, посвящённая 55-летию со дня рождения художника, «Башкирские пасторали» (г. Уфа); 2018 г. – персональная юбилейная выставка, посвящённая 60-летию со дня рождения художника, «Любовь. Гармония. Философия» (г. Уфа); персональная юбилейная выставка, посвящённая 60-летию со дня рождения художника, «Любовь – гармония эмоционального и философского в картинах Айрата Баймухаметова» и 100-летию Образования РБ (г. Уфа); всероссийская выставка-конкурс художественных работ к 100-летию Образования РБ (г. Уфа).

А.Г. Баймухаметов награждён дипломами «За вклад в Отечественную культуру» (г. Москва, 2009, 2010 гг.); Почётной грамотой Управления по культуре и искусству Администрации городского округа г. Уфа РБ «За многолетний, добросовестный труд, большой вклад в развитие художественного, эстетического воспитания подрастающего поколения».

Лауреат всероссийских и международных выставок. Автор более 300 картин. Работы художника находятся в музеях, галереях и частных собраниях в России и за рубежом.

Айрат Габитович Баймухаметов был «очень разным» художником. Он почти никогда не повторялся. Его картины то по-лубочному статичны, то взрываются экспрессией цвета. Художник то погружается в созерцание, то пишет на эмоциональном пределе. Кажется, что идеи, овладевая им, сами диктовали ему цветовое и пластическое решение. Он не замыкался в рамках какого-либо жанра или техники. Айрат Баймухаметов писал и портреты, и пейзажи, и жанровые сцены, и абстрактные композиции… В собрании его работ есть графика (линогравюры, монотипии, акварели), но любимой его техникой всегда была живопись. Холст, масло. Именно в этой технике его талант раскрылся наиболее ярко, а творческая мысль обрела подлинную глубину.

Огромное влияние на становление и развитие творчества Айрата Баймухаметова оказали знакомство и дружба с выдающимся башкирским художником Ахматом Фаткулловичем Лутфуллиным.

Айрат Габитович был прирождённым художником. Он моментально улавливал состояние и воплощал его на холсте. В картине «Черемуха цветёт» запечатлён весенний городской мотив, момент, когда на город накатывает пена черёмухового прибоя. Холст «Осень» горит кадмием жёлтым, положенным плотными мазками. Передний план решён энергичными контрастными мазками, благодаря чему возникает пылающее пространство.

Автор не всегда прост для прочтения. В работе «Концепция» в сумраке подземной галереи свой загадочный танец исполняют сталактиты и сталагмиты. Сквозь расщелины в скале в галерею проникают вспышки сапфирового цвета, выхватывая из тьмы драгоценное сияние пещеры. Говорят, сталактиты и сталагмиты растут навстречу друг другу. Быть может, идея картины «Концепция» заключается именно во встречном движении. Работа «Настроение пространства», которая поначалу кажется абстрактной, на деле оказывается академической постановкой. Сложная по цвету тень располосована лучами задорного цвета, и в таинственном сумраке начинают угадываться предметы – гипсовая голова, драпировка.

Тень, свет, форма – из этого вещества соткано пространство, а если добавить к свету солнечного тепла, то появляется настроение – пронзительная радость. Все пространство начинает светиться и мерцать. Эти состояния настигают нас редко, но счастливым они выпадают чаще. Айрат как раз и был тем счастливчиком: ведь талант – это и есть счастье, которым мастера делятся с нами. И глаза, и руки у них особые, и память…

«Черемуха цветет», 2013 г. Холст, масло

«Небо и земля. Мужчина и женщина. Жизнь и смерть. День и ночь. Свет и тьма. Светлое начало и темное. Почему всего стало по паре? Да просто одного было недостаточно. В какой-то момент стало ясно, что только когда две части сливаются воедино, рождается что-то новое; что ценность одного проявляется, когда есть противоположная ценность, и от того, что есть обе ценности, рождается смысл».

Нацуо Кирино («Хроники богини»)

 «Работы Айрата Габитовича, человека необычайной душевной красоты, удивительно трогательные и пронзительные. Они никогда не перестанут волновать нас, сколько бы поколений ни прошло – это вечно».

Нина Александровна Жиленко, искусствовед

Песня сэсэна протяжна, как башкирская даль. «Борон борон заманда…» – эти слова летят над степью, бережно огибая холмы. Так начинается легенда длиною в жизнь. Это рассказ о любви, о мужчине и женщине, о ребенке, по-подростковому нескладной пока девочке, о серебристой речке и бескрайнем просторе. Подобно тому, как ноты сливаются в протяжную песнь курая, так и дни складываются в жизнь, а картины в серию – работы «Атайсал», «Семья», «Возвращение любви», «Счастье» – всё это – живописное бытописание. Исследование все той же темы – человеческого счастья и любви.

В работе «Уфимский дворик» запечатлён уголок городского двора… Уходящая натура: утлый домик, подпираемый современными высотками. На фоне новостройки старый дом кажется крошечным. Эта перспектива создаёт причудливую игру пространства. Игру, больше похожую на пророчество.

«В художнике исток творения. В творении исток художника. Нет одного без другого».

Мартин Хайдеггер

 «Художник находится в особенно интимном общении с душою мира, он — любимое детище Матери-Земли и платит ей ответной влюбленностью…».

Сергей Николаевич Булгаков

Стилистический поиск Айрата Баймухаметова шел параллельно с духовным. Неслучайно в последних своих работах он особенно сосредоточен, словно во время молитвы. Белый-белый снег… Заснеженная дорога от ворот ведёт к фасаду мечети, тоже белому… Сотни оттенков белого! Кажется невероятным, что этот цвет может быть таким разным. Торжественность симметричной композиции и сложность цветовой гаммы рождают ощущение чистоты и величия. «Первая уфимская соборная мечеть» – один из самых гармоничных и величественных архитектурных памятников исконной Уфы, хранящей по сей день дух и генетический код города. Зелёный шпиль, словно указующий перст, направлен в небо, предчувствующее грядущую оттепель.

В триптихе «Посвящение» художник, увлеченный поиском магического цвета, решает, казалось бы, сугубо формальные задачи, но божественная тематика являет себя в таинственном мерцании холста, в строгом ритме движения астральных тел: то ли теней, то ли упокоившихся душ.

Путь Айрата Баймухаметова к Богу был непростым и долгим, но он прошёл его и сегодня, как и прежде, дарит свою любовь зрителю.

«Любимые художники Башкирии», книга 2, серия «Земляки»
Текст: Хайдар Кульбарисов

TOP