ХУДОЖНИК АЛМАЗ ШАГАЛИЕВ

Лирика достоверности

Художник Алмаз Шагалиев

Всякий портрет, написанный с любовью, — это, в сущности, портрет самого художника, а не того, кто ему позировал. Не его, а самого себя раскрывает на полотне художник.

Оскар Уайльд

Краски традиционно наполняются морально-психологическими смыслами.

Жан Бодрийяр

Алмаз Шавкатович Шагалиев родился в июне 1990 г. в с. Семилетка Дюртюлинского р-на. Рисовал с раннего детства. В 2006 г. окончил художественную школу в г. Дюртюлях. В стремлении получить художественное образование два года совмещал обучение в средней школе в своем селе и в художественной школе в Дюртюлях, что было совсем не просто. Он упорно трудился для достижения своей цели – стать художником.

Окончил Профессиональный художественный лицей № 64 в г. Уфе в 2010 г.

С тех пор совершенствует и развивает мастерство художника самостоятельно.

Живёт и работает в Уфе. Всё свободное время проводит за мольбертом, дома и на пленэре.

Первую награду получил ещё в детском саду, когда для конкурса ко Дню Победы нарисовал своего отца — танкиста. До сих пор помнит этот рисунок. Первая победа вызывает особую гордость.

В 2004 г. занял третье место и получил диплом на районном конкурсе рисунков, в 2005 г. – первое место и почётную грамоту на конкурсе творческих работ «Я выбираю жизнь». В 2019 г. состоялись две персональные выставки: «Гармония жизни» в Центральной городской библиотеке г. Уфы и «В краю родном…» в Национальной библиотеке им. А.-З. Валиди.

Лиричен до сентиментальности. Полон поэтической взволнованности. Он не боится быть чувственным, сенситивным. Его образы и типажи могли бы прописаться в рекламных буклетах, поскольку вызывают абсолютно положительные эмоции. Идиллические картины, почти не встречающиеся ныне в выставочных залах, в изобилии представлены в коллекции работ Алмаза Шагалиева. Зрителя в этих холстах привлекает узнаваемость.

«Портрет бабушки». Благообразная старушка в опрятном платочке занята рукоделием. «Портрет дочки с собакой», «Портрет жены», «Портрет дочки с зайкой»… Действительно, эти незатейливые сюжеты знакомы едва ли не каждому: почти все бабушки на свете часто что-нибудь вяжут. Что касается детей и братьев наших меньших, то эти герои вообще без труда завоёвывают любые сердца. Впрочем, надо отметить, что лицам детей Алмаз умеет придать особое очарование и делает это одинаково успешно в любой технике, будь то живопись или графика. Внимательная прорисовка мелких деталей помогает достичь «материальности» и придать работам законченный вид.

Среди работ Алмаза Шагалиева, наряду с портретами, представлены натюрморты, пейзажи, жанровые сцены. «В работе «Дорога через лес» изображена история из детства моего отца, который, будучи школьником в 70-е годы, провожал трёх своих родных сестёр через дремучие леса, огромные поля в соседнюю деревню, чтобы посадить их на автобус. А потом один возвращался на велосипеде той же дорогой, теми же лесами и полями. Как рассказывает отец, порой он возвращался даже в темное время суток, когда в лесу властвовал пробуждающийся ночной мир. Его героизмом и бесстрашием я очень горжусь», говорит Алмаз.

В жизни он привык всего добиваться сам. Это, так или иначе, отразилось на его творчестве. Во всех циклах его работ угадывается упорное стремление к идеалу – чувственному, физическому, нравственному.

Природу украшать не надо. Но надо почувствовать её суть и освободить от случайностей.

И.И. Левитан

Темы окружающей среды, права на жизнь сегодня снова актуальны, но Алмаз Шагалиев чужд конъюнктуры. Он пишет о том, что его волнует и требует воплощения. Художник говорит, что стремится передать красоту Родины, хочет убедить зрителя в необходимости любить и беречь окружающую среду, не нарушать звенья природной цепи.

Изображая животных, он преисполнен к ним уважения: стремится передать их характер и даже портретное сходство; можно сказать, что его эстетическая позиция неотделима от гражданской, морально-нравственной. «Каждая моя сюжетная картина, говорит Алмаз Шагалиев, передаёт свою историю, раскрывает самостоятельный сюжет. Например, картина «Запах жизни», на которой изображены песец и мышь, повествует о том, что каждый хочет жить, независимо от своего размера и окраса. Голодная мышь, почуяв запах колосьев пшеницы, бежит к еде, но при этом она теряет бдительность и не слышит шагов песца, который тоже почуял запах еды: он охотится за мышью. История «Сила материнской любви» о матери-кабанихе, которая отгоняет голодную хищную лису, чтобы защитить своих детёнышей».

«Утром в поле», на котором пасутся лошади, нужно двигаться осторожно. Чтобы не спугнуть лошадей, подбираться к ним следует с подветренной стороны, и тогда взору явится необъятный простор, вы почуете пьянящий запах разнотравья, и солнце подарит вам первые свои лучи. Вы увидите, как вольный ветер заплетает гривы лошадей, и услышите гимн солнцу в исполнении жаворонка.

Окоченевшие деревья тянут друг к другу заснеженные ветви, пишут по небу диковинные прописи – сказку про «Утро в зимнем лесу». С веток свисают гроздья звенящих сосулек – предвестников первой капели. В снегу на дороге, идущей через лес, купаются лучи уже совсем весеннего солнца.

От всех живописных школ, независимо от их характера, всегда будут требовать, чтобы их произведения волновали душу, возвышали и просвещали ум.

Делакруа

Двадцать первый век наверняка войдёт в историю искусства как время поиска, как эпоха экспериментов. Но, наряду с новаторами, во все времена продолжали творить консерваторы от живописи, уверенные в том, что у искусства имеется магистральный путь развития и свои задачи, в которые входят улучшение нравов и совершенствование мира в целом.

Алмаз Шагалиев считает себя последовательным реалистом, поскольку скрупулезное следование натуре позволяет ему лучше передать свой замысел. Впрочем, он полагает, что его поиск самого себя отнюдь не окончен, ведь изменчива сама жизнь, и каждый новый день – это всегда некое открытие.

«Любимые художники Башкирии», книга 2, серия «Земляки».
Текст: Хайдар Кульбарисов

TOP