ФОТОХУДОЖНИК АНАТОЛИЙ ВОИНОВ (1954–2009 гг.)

Жить и творить со скоростью света

Фотохудожник Анатолий Воинов

«Сквозь эфир десятичноозначенный
Свет размолотых в луч скоростей
Начинает число опрозраченный
Светлой болью и молью нулей».

Осип Мандельштам

Анатолий Юрьевич Воинов родился в Уфе в 1954 г.

Обучался в Уфимской художественной школе № 1, в 1975–1979 гг. – на художественно-графическом факультете Башкирского государственного педагогического института.

Период плодотворной творческой деятельности в качестве фотохудожника начался в 1985 г. А.Ю. Воинов активно экспонируется на российских и зарубежных фотовыставках, в 2003 г. принимает участие в региональном фестивале рекламы, дизайна и полиграфии «Я! Года–2003», на котором становится обладателем Гран-при в номинации «Лучшая фотография».

В 2007–2008 гг. участвует в разработке экспозиций Министерства образования Республики Башкортостан на Всероссийском образовательном форуме (Москва) и «Дни Башкортостана» (Москва, Париж).

Фотохудожник работал в Уфимской мастерской художественной фотографии «Визуал», где занимался созданием фирменного стиля ряда компаний, проектов «Уфа и уфимцы», «Башкирские красавицы», выполнял творческие заказы для Национального музея и Академии наук Республики Башкортостан, Института дизайна «Альтернатива», Отдела интеллектуальной собственности УГАТУ, рок-группы «ДДТ».

В 2009 г. с большим успехом прошли фотовыставки Анатолия Воинова в выставочных залах и галереях города: в Музее современного искусства, Президент-Отеле, Гостином дворе.

Худощав, на лице чуть-чуть растерянная улыбка: он словно извинялся за что-то. Таким Анатолия Воинова помнят те, кто был знаком с ним. «А еще, – добавят они, – он был неизменно приветлив и очень доброжелателен». «Хороший человек, – скажет кто-то, – это не профессия». Пожалуй, но речь идет о том, что Анатолий выстроил собственные отношения с миром, которые отражались на всем: на его мимике, походке и, конечно, проявлялись в работах. Художнику важно уметь преломлять натуру и явления жизни в линзе своей души… Особенно большому художнику.

Анатолий Воинов был большим художником. Его внутренняя оптика фокусировалась порой на неброских вещах, но, кадр за кадром, мастер поднимался до философского обобщения, всякий раз поражаясь таинственной красоте мира. Красота всегда таинственна. Не правда ли? К этой тайне можно лишь прикоснуться, но даже для этого нужно иметь большое сердце и многое уметь: выстроить композицию, почувствовать цвет, уметь управлять светом и иметь багаж знаний, опираясь на которые можно обрести собственный почерк.

Многое Анатолий Воинов почерпнул в институте. Он учился на худграфе Башгоспединститута. Настоящему фотографу полезно владеть рисунком и живописью. Это учит видеть взаимодействие линий, пятен и фактур, понимать ритм и глубину пространства. На худграфе ему повезло с группой: имена многих его одногруппников сегодня хорошо известны любителям живописи, графики и рок-н-ролла. Многому они учились друг у друга.

Пожалуй, он чувствовал себя счастливым человеком, особенно когда работал: ведь вдохновение – это и есть счастье (мечта, радость), которым хочется поделиться. Вдохновение являлось к нему внезапно. Идеи настигали его быстро, со скоростью света.

Да, он был счастливым (состоявшимся) человеком. В этом убеждают его работы... Он любил своих друзей. Ему нравились его город и время, в котором он жил… Одна из его серий так и называется – «О времени». Только фотография – она же всегда, так или иначе, о времени. О времени, которого ему было отпущено трагически мало. В этой черно-белой серии удивительно много света и цвета. Это цвет молодости, цвет бесшабашности, озорства и бесконечной веры в себя. Герои этой серии – его друзья и однокурсники. Наверное, он знал: когда-нибудь зрителю будет интересно посмотреть на молодых Сергея Маджара, Игоря Тонконогого, Рустема Асанбаева, Юрия Шевчука…

В цветных фотографиях Воинова присутствуют те же лиризм и философичность. При этом они по-прежнему лаконичны и строги в построении композиции. Цвет добавляет работам лишь долю романтики. Натюрморт «Протокол» – свидетель историй городского быта. В винных бутылках матового стекла, словно джины, поселились кухонные разговоры, споры о живописи и музыке, хриплый смех и песни под гитару.

Городская «Пастораль» дышит утренним туманом и дымом пробудившихся ото сна фабрик. Первые лучи солнца выхватили из сумрака фасады утлых домишек и влажные от росы крыши.

Героиня работы «Ожидание» – девочка лет 14, примостившаяся на подоконнике. А время превратилось в дождь. Секунды каплями дождя барабанят по стеклу. Слишком медленно… Кого она ждет? Маму? Солнце? Принца на белом коне? Чуда? – Неизвестно… Известно только, что ее ожидания сбудутся…. Потому что послужить моделью Анатолию Воинову, удостоиться его улыбки в 500 киловатт – само по себе самая лучшая примета, и это, безусловно, – к добру.

Он ушел рано, но оставил свой свет, ведь хороший человек – хоть и не профессия, но, несомненно, божий дар.

«Любимые художники Башкирии», книга 2, серия «Земляки».
Текст: Хайдар Кульбарисов

TOP