ХУДОЖНИК АНВАР КАШАЕВ

ОТРЕЧЕННЫЙ ОТ СУЕТЫ

Художник Анвар Кашаев

У него свое особое предназначение, несовместимое с повседневностью, но он повседневно весь в своем созидании плоти и духа Искусства. Взор его направлен, устремлен далеко, но Путь его долог… Он в состоянии ностальгии по утрате Чистоты помыслов…

Михаил Назаров об Анваре Кашаеве

Анвар Шакирович Кашаев – живописец, график. Живет и работает в Уфе. Родился в марте 1949 г. в селе Акбулат Федоровского района БАССР, там же окончил восьмилетнюю школу. В юности жил в Средней Азии. Учился в художественном училище в Душанбе, в 1974 г. окончил художественно-педагогическое отделение (ныне отделение изобразительных искусств) Уфимского училища искусств, класс педагога В. Баскакова. До 2009 г. преподавал в Детской художественной школе № 2.

Член Союза художников РФ (1993 г.). Заслуженный художник РБ (2010 г.). Обладатель Серебряного наградного знака «Духовность, традиции, мастерство» Секретариата Союза художников РФ (2009 г.). Участник республиканских, зональных, всероссийских выставок (Москва, Санкт-Петербург, Казань, Екатеринбург, Челябинск, Уфа).

Работы хранятся в собраниях музеев и картинных галерей (БГХМ им. М.В. Нестерова, Уфа; Музей В.С. Высоцкого, Москва и др.).

В самом начале знакомства с пейзажным творчеством Анвара Кашаева я прониклась его вниманием к изображению простых, ничем не примечательных деревьев, в сердце запала их тихая одухотворенность. Говоря по правде, редкий художник сейчас смотрит пристально на этих безымянных персонажей природы. Мало кому интересна их скромная мягкая пластика, переданная без пафоса и гротеска, желание рисовать их вот такими неброскими и безмятежными, без подтекста и «очеловечивания», такими, как они есть. Деревья в пейзажах Кашаева – нежная сеть капилляров-ветвей, характерные для каждой породы задумчивые позы, их еле заметная изменчивость в разные времена дня и года – говорят о глубинной чуткости понимания природы. Они насыщают картины ровным, здоровым дыханием, как и положено «кровеносным сосудам Земли». Они особым образом обволакивают, организуют атмосферу, чувственную среду картины. Сам Анвар Шакирович считает их живыми: «Для меня природа – высшее существо. Своими картинами хочу помочь людям почувствовать ее красоту. Люди проходят, не замечая красоты вокруг них, моя задача – остановиться перед ней».

А как же иначе? Ведь его «босоногое детство» прошло среди березовых перелесков, сосновых рощ и дубрав в деревне Акбулат Федоровского района Башкирии. Заливные благоуханные луга и родники этого заповедного уголка у южных отрогов уральских гор – это родники его вдохновения. Их носит он с собой всю жизнь, к ним припадает, возвращаясь из далеких краев.

По родным рощам и полям томилась его душа и в юности, в Средней Азии, где было много солнца, но мало леса, зелени. Он жил в Чимкенте, работал каменщиком и строителем по бетону, помогал восстанавливать Ташкент после землетрясения. Вольнослушателем учился в художественном училище в Душанбе. Родные в один голос советовали ему поступать в политех, чтобы стать инженером или строителем. Но он ничего не мог с собой поделать – неистово хотел рисовать. Именно это страстное желание привело его в Уфу, в училище искусств, к замечательному преподавателю Вячеславу Николаевичу Баскакову. Потом они на всю жизнь остались друзьями, а когда учитель переехал в Коломну, годами переписывались. «Это был с большой буквы человек, тончайший знаток искусства Востока, древнего Китая и Японии. Служение Искусству для него было священным. Он сравнивал его с личным подвигом сродни подвигу Александра Матросова и никак иначе». Этот священный огонь учитель передал и Анвару. Вершиной подвижнического искусства для него всегда остаются шедевры Андрея Рублева, Феофана Грека, Диониссия, где так сильно единство мысли и Духа. Их образы, репродукции икон и сейчас с ним в его мастерской, они незримо ведут его, указывая путь. Чтобы достичь истинного мастерства, необходимо до глубоких корней, «до мельчайших косточек» знать изобразительную культуру прошлого, считает он, и главное у старых мастеров - высочайшая сила духа. Без настоящей, а не нарочитой духовности, которая видна сразу, с первого взгляда на картину, нет мастера, а ее –духовности – остается все меньше и меньше в работах современных живописцев.

Этот огонь был подмечен старшими друзьями и собратьями по кисти. Ахмат Лутфуллин прозвал его «святым Януарием (Анварием), а Михаил Назаров – Дервишем, отреченным от суеты. Для самого Анвара Шакировича непререкаемыми и последними авторитетами остаются наши живописцы старой школы – А.Э. Тюлькин, Б. Домашников, М. Назаров, А. Лутфуллин, А Ситдикова, искусствоведы А. Янбухтина и Э. Фенина.

Статья Михаила Алексеевича Назарова об Анваре Кашаеве, обнаруженная случайно, явилась для меня ключом к стилю этого художника и настоящим откровением, тем более, что каждое слово этого мастера, недавно покинувшего нас, имеет особую ценность. В ней он говорит о том, что в картинах Анвара – большой простор для солнца, всепроникающего солнца, заключенного «в интимную среду конкретного места». Не могу не привести отрывки из нее:

«Он, как у Огнивища, озарен бурлящим пламенем. Но на своих холстах он умеет быть сдержан и загонять стихию своего восторга в состояние идеальной гармонии, где есть идея об идеальном образе. Он романтик. Он последователь лучших романтических традиций. Им и только им доверяет право на служение, восхождение по ступеням к Истине, утверждающей Бытие как дарованное Счастье».

«Ностальгический характер его работ – это вводная часть его картин, скорее сюжетная доля, легко видимая, а основное содержание картины – ее одухотворенная Идея о совести, как о вечном поклоне перед Вселенским стоицизмом бытия, и тут он как первородный Лирик».

«Архитектура каждой его картины продумана безупречно. Членение размеров, выявленность сочетаний по отношению к формату плоскости в зависимости от замысла автора сопоставлены и обработаны с любовью и терпением ювелира».

Михаил Назаров, 2011 г.

(Те, кто знал Михаила Алексеевича и кому близок «высший реализм» его неоавангарда, должны сразу узнать интонацию, яркость и негромкий, но мощный тембр этого титанического мастера).

Что к этому можно добавить? В живописи и графике Анвара Кашаева действительно много «внутреннего» солнца, разного для разных сезонов года, которые и дают названия его работам. В них дышится легко, они не просты, но понятны. Его картины почти никогда не привязаны к текущим событиям, время на них – «всегда». В них, как в смене любых времен года, присутствует особый воздух грусти («Грусть», «Грустный день» и т. д.) Но это светлая, есенинская грусть по преходящей и все же вечной красоте мира. Пусть его тихое «внутреннее солнце» улыбается нам с его лирических, трепетных картин.

«Любимые художники Башкирии», книга 2, серия «Земляки».
Текст: Эльвира Каримова

TOP