ХУДОЖНИК ИРИНА ГАТИНА-ОБРУСНИК

Цветок, пробивающий асфальт

Художник Ирина Гатина-Обрусник

«В душе не будет радуги, если в глазах не было слёз».

Индейская пословица

Ирина Фанавиевна Гатина-Обрусник – график, живописец. Родилась в г. Фергане Узбекской ССР в 1961 г. Художественное образование: УУИ, художественно-графический факультет Башгоспединститута (ныне БГПУ им. Акмуллы). В 1986–1994 гг. работала в уфимской школе-интернате им. Давлеткильдеева преподавателем изобразительного искусства; в 1994–2001 гг. преподавала живопись на факультете дизайна Академии сервиса (УТИС).

В 1981–1993 гг. И.Ф. Гатина-Обрусник принимала участие в молодежных выставках, в 1994 г. состоялась ее первая персональная выставка в Центральном выставочном зале г. Уфы. С 2001 г. живет и работает в Германии (г. Дюссельдорф). С 2012 по 2019 гг. участвовала в ряде выставок и проектов в городах Дюссельдорфе (галерея «Апарт»), Хильдене, Уфе, Кургане, Магнитогорске.

Цветы – любимая натура Ирины Гатиной-Обрусник со времен учебы. О чем они могут рассказать? Бесхитростные растения, чьи силуэты знакомы с детства,- наклоны головок, позы стеблей, всплески ладошек-листьев – они могут рассказать о многом. Колючие короны синеголовника и растрепанные астры, снежная гордость гортензий и застенчивые прядки вереска говорят на одном и том же языке и в предгорьях Урала, и на альпийских склонах. Нужно лишь самому понять их язык, дать им высказаться, вызвать на откровенность. В ее картинах, будь то жизнь цветов или женская тема, пейзажи или портреты, часто присутствует некая пронзительная, драматическая нота, которую можно услышать и в вагнеровской музыке, и в страстных придыханиях башкирского курая. Я вижу – слышу эту ноту еще с ее студенческих времен на худграфе БГПИ, когда простые кухонные бегонии под сильными ударами Ирининой кисти в хрупкой руке быстро набирали объем и смысл. Потом рост ее как художницы продолжился в Германии, где она живет уже восемнадцать лет.

Творческая жизнь Ирины напоминает полный нежности, трепетный цветок, пробивающий толщу асфальта. Собственно, творчество подавляющего большинства худграфовцев конца 80х – это мощное, бурлящее движение разнообразнейших талантов – гейзеров, способных взорвать железобетон. О феномене нашего худграфа надо писать отдельно. Ирина Гатина была там в первых рядах. Громоздкий этюдник казался неподъемным для тоненькой грациозной девушки – высокие каблуки, таинственный взгляд кошачьих глаз – но, тем не менее, нельзя было представить ее отдельно от этого тяжелого атрибута художницы.

«Во время учебы я работала маслом. Бегала с этюдником по общаге и вылавливала натуру, уговаривала девчонок позировать. Писала портреты, была одержима этим жанром. Многие из них забрал методический фонд, некоторые подарены натурщицам. От ранних работ почти ничего не осталось», – вспоминает она. Ее первая персональная выставка в 1994 году заняла целый зал Центральной выставочной галереи Уфы. Это были работы в смешанной технике, гуашь и акварель – цветочные натюрморты, женские портреты.

«Осенний букет», Ирина Гатина-Обрусник, 2014, холст, масло
«Португалия», Ирина Гатина-Обрусник, 2017, мягкий карандаш

Затем наступил большой перерыв в изобразительной деятельности, хотя Ирина много занималась зарисовками, этюдами. Это был непростой период накопления и осмысления, много перипетий, потерь, разлук и новых событий в личной жизни. В 2001 году она вышла замуж, уехала в Германию и почти в сорок лет родила дочь. Когда Луиза подросла и появилась возможность рисовать и писать, потребность творить вновь забилась в художнице с большой силой. Она стала ходить на этюды в деревне Шонеберг. Появились работы чистой акварелью, без вмешательства других материалов. Впервые опробовала технику «заливки» по сухой бумаге, совершенствовала стиль, раскрывалась как цветок, пробивая «корку» благополучной западной жизни. Чистые, словно умытые альпийским воздухом краски баварских ландшафтов она впервые привезла на суд зрителей родного города.

Уфимцы в галерее «Урал» впервые смогли оценить ее дар пейзажиста, то, как тонко и верно она чувствует природу. Родной зритель все-таки самый благодарный и восприимчивый, хоть и говорят, что нет пророка в своем отечестве. «В Германии всё по-другому. В той части, где я живу, городки сошлись в большой мегаполис, и нет плановой централизованной художественной жизни. В Уфе есть Союзы художников, много выставочных залов, в том числе государственных. Там же все более разрозненно, разобщенно», – говорит Ирина. И все же она начала «искать ходы, пробиваясь сквозь асфальт». В городе Хильдене она стала участницей художественной группы «Eigenen Art», и с 2012 года состоялось несколько совместных выставок, а также большая персональная выставка Ирины в творческой галерее «Хаус-6». Ее работы вызвали немалый резонанс среди зрителей, появились статьи в прессе («Райнише пост»). Признание зрителя питает художника, как хорошо удобренная почва – растение, особенно на родине. На выставке «Филигранный мир растений» в той же уютной галерее «Урал» в 2016 году перед зрителем предстало 16 больших полотен маслом, открывающих мир живых растений и пластику сухих цветочных композиций. Погружая свои букеты в особую световую среду (свет внезапный, шоковый, или, наоборот, сочувствующий, подбадривающий), она устраивает им маленький уютный вечерок или собирает в боевые когорты против ностальгии и скуки. И они шепчутся, с любопытством поворачивают соцветья, дефилируют и застывают в театральных позах, живут своей «филигранной» жизнью. Гатина добивается их максимальной выразительности, чувственности, графической строгости. Ее знание их «анатомии», тонкий вкус флористических композиций, с участием той же драматической ноты, делают эти неожиданные, богатые по цвету и интересные композиционно полотна психологичней и больше, чем просто растительные натюрморты.

«Этюд», Ирина Гатина-Обрусник, 2018, акварель
«В бальном платье», Ирина Гатина-Обрусник, акварель

Следующим подарком для уфимцев в 2018 году стала выставка в Малом зале Союза художников, посвященная «Женской теме»: таково название экспозиции акварели. Двадцать шесть свободных женщин… Эволюция от цветов до женщин кажется закономерной, ведь это сущности одного порядка. Женщине свойственна пластика цветка, как и пластика пейзажа. В ней есть живописные горы и долины, потаенные скалы и рифы. И у каждой – свое свечение, внешнее и внутреннее. Не ставя перед собой цель создания психологического портрета, художница вывела несколько «типажей», точнее, трогательных образов с отзвуками характеров и темпераментов – от застенчивой девочки-подростка до агрессивно-шикарной пляжной амазонки, от африканской экзотической красавицы до насквозь европейской изящной незнакомки а ля Грета Гарбо. Модели, обнаженные и расслабленные, во власти сложной световой игры, купаются в волнах бриза среди воздушных сиреневых вздохов занавесей, сияют голубыми рефлексами на персиковой коже, а по углам завистливо хмурится умбра («Обнаженная» 1,2,3).

Другие фигуры напоминают готовые взвиться пружины – пристальный взгляд и полная внутренней энергии поза («В бальном платье», «В очках»). Все объединены какой-то неуловимой свободой или стремлением к ней: упругие тела, конструктивные точные положения, изломы и жесты рук-«лебедей». Она решает захватывающие задачи – как созвучна будет холодная лимонная прозрачность теплой фиолетовой тени, где логичней обрезать линию бедра и прочие милые сердцу художника «специфизмы».

Глаз художника сродни глазу снайпера – у Ирины это, наверное, глаз кошки, пчелы и орла – он предполагает зоркость и мгновенную реакцию, акварель не оставляет права на ошибку. Зрители увидели не только 26 свободных женщин. Но и новую свободную Ирину, зрелого, тонкого мастера. «В 50 лет меня как будто прорвало; странно, что в юности все же не было такого энтузиазма. Человек до конца жизни познает себя», – признается она.

В недавний свой приезд в мае 2019-го художница привезла новые «трофеи», поразительные «Впечатления в путешествиях, выраженные в акварели и набросках». В это же время проходили ее персональные выставки в Кургане и Магнитогорске «Мозаика впечатлений» (около 30 работ); побывали работы в Межгорье и Бирске на международном проекте «Аrtaqua».

Природа великодушна, она не настаивает на полном сходстве. Пейзажи этой серии при всей их реалистичности не лишены фантасмагории. Этому способствовали поездки по старой Европе, Карибам, Хорватии. Яркая и нежная палитра, экзотичные виды, как из странствий Синдбада-морехода. Дремлющая птица южных сумерек, накрывающая притихший мир, мистика пустыни, лес и водоем в утренней неге, словом, места «там, где кончается асфальт». «Стальная проволока» карандашных набросков – когда беспощадный карандаш, словно вовсе не отрываясь от бумаги, чертит, блуждает по древним мостовым, переулкам и крышам, ищет и находит совершенство многовековой архитектуры, постигая логику перепонок и ребер готики, игру барокко. Карандаш заставляет танцевать пальмы, камни, лодки в безумном ритме, не теряя при этом топографической трезвости, он выдает сильную уверенную руку и кристальную проницательность. И если пейзаж – состояние души художника, то душа Ирины именно такая – сильная и ранимая, она преодолевает «асфальт», но не в силах противиться красоте. Ибо, по Китсу, «красота – это истина, а истина – это красота».

«В парке», Ирина Гатина-Обрусник, 2019, акварель

Текст: Эльвира Каримова
«Любимые художники Башкирии», книга 2, серия «Земляки»

TOP