ХУДОЖНИК ЛЯЛЯ ГАЛЕЕВА

Распевы космической мантры

Художник Ляля Галеева

Не беги от самого себя. Ты не можешь быть никем другим.

Ошо

Ляля Науфалевна Галеева родилась в 1961 г. в Уфе. В 1983 г. окончила художественное отделение УГИИ (мастерская М.А. Назарова). Живописец, керамист, скульптор, график. Член Союза художников России и РБ с 1993 г. С 1980 г. участник республиканских, в том числе специальных (ДПИ), всероссийских, международных групповых и персональных выставок. Участвовала в международном фестивале пластических искусств в Денизли (1998 г., Турция), в международном симпозиуме «Байкал-Керамистика» (2014 г.); работала в традиционных мастерских бронзового литья Rajan,s Industry (2002 г., Индия). С 2011 г. член президиума общества Башкиро-Индийской дружбы.

Лауреат премии им. Льва Шестова (1991 г.). Живет и работает в Уфе.

Работы находятся в БГХМ им. М.В. Нестерова, ГНИ «Урал», галерее «Мирас», галерее «Рони» (Рига, Латвия), в коллекции международного симпозиума «Байкал-Керамистика (Иркутск), в частных собраниях в России и за рубежом.

В керамике работает, в основном, коллекциями («Апейрон», «Культовая», «Метафизическая», «Девчонки и не только»; в фарфоре и глине с 1989 г., в шамоте –  с 1999 г. Создает интерьерную и экстерьерную скульптуру, произведения малой пластики и этнические инструменты.

Ляля Галеева  – океанически бездонный, малоизученный мир. Он населен самыми немыслимыми и в то же время пронзительно знакомыми существами и сущностями, строгими и ироничными богами и мноцветными вибрациями музыки, удивительной по простоте, живой и чудотворной. Он осенен таинственными отсветами Знания. Маленькая, но очень мощная фея, она наделена редкой силой: под ее руками возникают и обретают плоть, объем и душу странные арабески архаики и собственные фантастические демиурги. Ею вызваны к жизни добрые приятели Алисы из Страны чудес и индийские священные слоны, ее сердцем наполнены метафорические образы и собирательные персонажи простых представителей рода человеческого чуть ли не всех народов и времен, иногда похожие на милые цветы. И сами цветы, похожие на людей. Ее тайна? Можно предположить, что она – в ее руках, в ее чудесных натруженных руках... Прикасаясь к «бездушной» глине, «живя» в ней, чуткие пальцы-антенны ловят и оживляют образы, что транслируются ей по неведомым космическим каналам. Только так можно объяснить сей волшебный дар. Художница не делает предварительных эскизов, работает по наитию, «поет с живого голоса», повинуясь подспудному стремлению к совершенству. Ляля – да простятся мне грубые «физические» сравнения это сверхточный приемник-передатчик и искусный трансформатор духовных эманаций. Это «орудие», музыкальный инструмент метафизического мастера, светоносная нитка-проводник непрерывного потока жизни.

Посему ее герои (ее «дети») могут принадлежать и праисторическому времени, и современному бытию, могут располагаться ближе или дальше от настоящего момента – неважно. Это всегда «сейчас». (Не оттого ли работы так редко ею датируются?) В них веришь с первого взгляда, их понимаешь еще глубже при более близком общении. И все же они очень нездешние. От них, как от печки, веет горячим ветром нездешней свободы и веселья, даже если в театре ее воображения играется роль нахмуренного божка или безропотного ослика, простодушных мирян или полных легкой грусти ангелов. Даже грозное выражение некоторых лиц не вызывает страха, ибо созданы они из любви и сами – слепки любви.

Но сначала была живопись. И по «счастливой неслучайности» была учеба в мастерской незабвенного Михаила Алексеевича Назарова в Уфимском институте искусств. И нелегкий выбор пути, именно этого, не женского пути скульптора. Впрочем, лучше дать слово ей самой.

«Поиски пути человеческого бытия активно проявлены в моей живописи. Всё в этом мире является откликом, отзвуком, реакцией – на время, пространство, межличностные и социальные отношения. Сейчас, разглядывая свои старые работы, написанные четверть века назад, не отказываюсь от них, как случилось в 2000-е годы, а со спокойствием принимаю. Ведь катарсис, заложенный в них, привел меня к тупику; и, когда пружина была окончательно сжата, случился взрыв, приведший меня к удивительному и самому важному процессу моей жизни, процессу внутреннего очищения. За это благодарили меня и многие мои тонкочувствующие зрители.

В скульптуре те же поиски привели к созданию коллекции «Архаика» (стараюсь работать коллекциями). Разные типажи персонажей несут в себе идею объединения человечества. Поиски духа выразились в коллекции «Апейрон» (авторская фарфоровая масса) и «Метафизическая» (шамот). Творческая цель состояла в том, чтобы для проявления Высшей реальности отпустить привычные формы внешней реальности, доведя их до значения символа.

Коллекция « Культовая» творится как дань и благодарность учителям Востока, примирившим меня с проявлениями нашего двойственного мира. Задача создания коллекции «Девчонки и не только» (шамот, фарфор) – согреть сердце, посыл нежности, любви и сострадания. Процесс создания произведений отношу к практической медитации, великолепному способу остановки ума. Для того, чтобы оставаться в состоянии внутреннего покоя, необязательно неподвижно сидеть, скрестив ножки. Радуюсь, когда в creativity process меня как существа, ограниченного рамками эго, становится всё меньше. Находясь у источника, черпаешь из него и несешь людям. Став Источником, становишься тишиной, и слова теряют смысл. Расширяя границы сознания, видишь только пульсацию жизни, единство Бытия, проявленное через разные формы. Задавая себе вопрос: «Кто есть деятель?», вдруг отчетливо понимаешь, что ты просто орудие, существующее во взаимосвязи со всем миром. Орудие называется художник. Понимая эту взаимосвязь, берешь ответственность за то, что создаешь. Настоящее так прекрасно, что совершенно не хочется тратить энергию на объяснения и концепции. Предлагаю посозерцать, попребывать, помолчать вместе. И, Бог даст, в этой тишине возникнет тончайший резонанс» (Ляля Галеева, 2019 г.).

О Лялиной коллекции «Архаика» удивительные слова сказал Хайдар Кульбарисов в статье «Песни племени Шамота» (журнал «Артхаус», 2004 г.): «Давным-давно, когда Вселенная была молодой, а в муфельной печи планеты еще только обжигались глиняные материки, в шитом бисером небе уже сияла тихая радость, и откуда-то справа, там, где созвездия пока не были названы, доносились распевы космической мантры.

Известно, что индийские слоны переговариваются друг с другом на инфразвуковом диалекте. Мы этого не слышим, как обычно не слышим друг друга и этой небесной морзянки подмигивающих нам звезд. Ляля говорит, что хочет вернуться к истокам. К истокам чего?

Коллекция « Архаика» – это попытка продраться сквозь толщу времени и хлама цивилизации к первоначалу, к чистому источнику человеческого естества. Хочется поймать то изначальное ощущение мира, которое было раньше любого понятия, – объясняет Ляля.

В ее мастерской живет небольшое племя людей с шершавой кожей, родственники всех идолов на Земле. Здравствуйте, люди Шамота, с глазами, обращенными внутрь себя, внимающие голосу Времени… Вот они толпятся и слушают небо, дети звезды по имени Ляля. Но вся их серьезность хрупка как глиняная крошка. «Я и не пыталась быть серьезной, упаси нас бог от какой бы там ни было многозначительности. Искусство должно быть радостным, и я думаю, все сущее и явное в этом мире создавалось весело»…

Жизнь, ей-богу, – отличный проект. Во всех его сюжетах пронзительная точность исполнения. Надо только погрузиться в себя и услышать мир в себе, чтобы голова и грудь твои стали декой. Чтобы струны тонких вибраций, натянутые между полюсами планеты (один полюс «инь», другой – «янь»), резонировали в тебе всем своим тысячезвучием, и до конца оставаться мужчиной или женщиной самого чистого обжига».

Рассказывая о сегодняшнем мире Ляли, нельзя не упомянуть ее верного спутника Ваню, Ивана Нараяна, который является важной частью этого мира. Ванины этнические музыкальные инструменты, проникающие в душу целебными звуками древних культур, дыханием по-настоящему народной и природной музыки, инкрустированы резным орнаментом, и любая тыковка из сада или ствол старого дерева в его руках может превратиться в затейливый струнный или духовой инструмент и одновременно в произведение искусства. Поразительны его произведения по металлу. О его таланте и профессионализме надо говорить отдельно, это высочайший градус человечности, выраженной, растворенной в реальных авторских шедеврах. Ляля и Ваня идут по жизни рядом уже около пятнадцати лет, питая друг друга – и нас – добрыми энергиями творчества, мужественно перенося жизненные проблемы, какие случаются и в волшебном мире, когда болят усталые чудотворные руки, когда закрадываются сомнения или внешнее непонимание ранит душу. Но благодарные поклонники их творчества, раскиданные по всему миру, ждут от них новых чудесных творений, и словно о них звучат слова Шри Ауробиндо: «Не печалься, о божественное орудие, и продолжай свой путь, подобно ветру и солнцу…»

 «Любимые художники Башкирии», книга 2, серия «Земляки».
Текст: Эльвира Каримова

TOP