ХУДОЖНИК ОЛЕСЯ ГЛАЗЬЕВА

ПРИВЕТЛИВАЯ ОЛЕСЯ

Художник Олеся Глазьева

«Искусство – одно из средств различения доброго от злого».

Л. Толстой

Олеся Александровна Глазьева родилась в1989 г. В 2010 г. окончила с красным дипломом Уфимское училище искусств, в 2016 г. – Уфимский государственный институт искусств им. Загира Исмагилова. В 2015 г. получала именную стипендию Главы Республики Башкортостан. С 2015 г. – член объединения молодых художников и искусствоведов при Региональном отделении Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» РБ; с 2018 г. – член Союза художников России.

В 2010 г. стала победителем Академического конкурса по живописи им. Р.М. Нурмухаметова, в 2012 г. – лауреатом III республиканской выставки-конкурса «Молодые художники Башкортостана»; в 2015 г. – лауреатом в номинации «Живопись» IV республиканской выставки-конкурса на лучшее произведение изобразительного искусства среди молодых художников республики; в этом же году заняла первое место в номинации «Академическая графика» в международной выставке-конкурсе «Kazan Art Week»; в 2020 г. стала лауреатом III степени в молодежной выставке-конкурсе художественных работ «Моя малая Родина». Принимала участие в Международном художественном театрально-музыкальном проекте «Башкортостан – Голландия. Воображение. Встреча с Ван Гогом» в 2015 г.; в международной выставке-конкурсе портретного искусства «Art Portrait Club International Festival» в 2016 г.; в республиканской открытой тематической выставке-конкурсе на соискание Государственной премии им. М.В. Нестерова в сфере изобразительного искусства и искусствоведения «Традиции и духовность» в 2017 г.; во всероссийском конкурсе художественных работ к 100-летию образования Республики Башкортостан в 2018 г.; в III межрегиональной триеннале современного изобразительного искусства «Лабиринт» в 2019 г; в молодежной выставке-конкурсе современного искусства «Новое время» (г. Москва)  в 2020 г. и ряде других выставок и проектов. Персональные выставки художницы состоялись: в 2013 г. («Палитра природы»); в 2014 г. («22 лета»); в 2019 г. в малом выставочном зале РО ВТОО «СХР» РБ; в 2020 г. («Живопись. Два пути», г. Салават).

Художественные события этого года для молодой художницы, блестящей выпускницы Уфимского института искусств Олеси Глазьевой, набирают обороты и вес, как снежный ком. Еще в августе 2019-го она приняла участие в интересной выставке «Что здесь было до меня» в рамках дополнительной программы выставки «Лестница в сознании, быту и искусстве» в центре Михаила Шемякина в Санкт- Петербурге. Там среди огромного количества работ были представлены и четыре ее картины. А также инсталляция в виде лестницы, собранной из деревянных брусочков и имитирующей тканую дорожку. Олеся и наш земляк Рафаэль Кадыров были единственными посланниками Башкирии в этом проекте, их работы разместили в одном зале, и это было как небольшое представительство нашей республики в Петербурге. Не эта ли дорожка стала началом большого выставочного «турне»? В преддверии Нового года – участие в выставке в пространстве уфимского «Арт-Квадрата» «Моя малая родина – прошлое, настоящее, будущее» (сейчас экспозиция держит путь по городам республики.) Приятно было там посетить и дизайн-маркет, где Олеся покорила народ преоригинальными «красными» открытками, каждая из которых – маленькое, лаконичное авторское чудо. Они и вправду обладают согревающим действием, как бокал доброго рождественского глинтвейна на морозе: благодаря винно-красному фону, милым, знакомым с детства сюжетам и изысканно тонкому вкусу, которого так не хватает в ужасающе аляповатой разноголосице кича, окружающего нас со всех сторон. Эти открытки заслуживают издания отдельным тиражом – не только для веселия сердца, но и для воспитания у публики художественного вкуса.

Кроме турне по республике, в феврале Олеся в составе четверки молодых художников Башкирии приняла участие в масштабной всероссийской молодежной выставке-конкурсе «Новое время», развернувшейся в Москве, в Новой Третьяковке. «Выставка очень большая! – рассказывает Олеся. – Очень рада, что Союзу художников теперь принадлежит такое выставочное пространство в Новой Третьяковке. Для меня было большой честью поучаствовать в ней, в первой экспозиции этого места. На ней была представлена моя работа «Парное молоко» из цикла «Воспоминания о детстве». (Бабушка моя до сих пор живет в деревне, хотя коров уже не держит. Когда узнала, что ее портрет поедет в Москву, воскликнула: «Да кому же там нужна такая деревенщина!» Было очень смешно. И приятно потом видеть внимание зрителей к этой работе на открытии…) С этой выставки теперь стартует Всероссийский арт-фестиваль «Молодость России».

Особым предновогодним событием стала персональная выставка художницы в Малом зале Союза художников РБ. На ней собрались вместе большие живописные работы разных лет и графические рисунки. «Это моя первая персональная выставка подобного формата. Много раз слышала от художников, что на собственной выставке смотришь на себя словно со стороны. Для меня случилось так же. Я жила с этими работами в разное время и вот наконец-то увидела их все вместе», – признается художница. Собрание полотен отличают тот же строгий художественный вкус и такт, пластичность и «крепость» академического рисунка, почти монохромный, но сложный набор палитры с широкой тональной шкалой «близких» цветов. А главное, от них веяло каким-то душевным спокойствием и доброжелательностью, приветливостью. Не всегда от картин идет подобная положительная энергетика.

Отсутствие традиционно окрашенного фона на многих из них («Ильдар», 2018 г., «Травы высокие», 2016 г., «Геометрия ульев», 2019 г. и др.) – это тоже фон, в нем – настроение и скрытый смысл картины. Естественный, теплый и родной для глаза цвет негрунтованной холстины или листа ДВП с характерными натуральными вкраплениями и черточками сам по себе непередаваемо прекрасен. На нем ярче сияют белый и все спектральные цвета. (Коллега Олеси «по цеху» Лиана Мкртчян, например, в начале работы всегда делает умбристый фон, цвета своей родной армянской земли, а затем по нему пишет картину). Силуэты и позы живописных фигур кажутся еще более четко и рельефно вылепленными, образуя своеобразные цветовые сгустки чистой и сложной по гамме живописи посреди графичной недоговоренности антуража. «Есть работы, которые я пишу на оргалите, именно за натуральность я и выбрала этот материал, – говорит Олеся. – Люблю «тактильность». А гладкая фактура позволяет оставлять очень тонкий слой краски, получается живопись с разной фактурой. Мои работы на холстах тоже отличаются этим, но фактура на холсте объемнее. Это все про техническую часть; причина, по которой я порой не записываю фон, проста – я сказала и показала все, что хотела». Нейтральный и безмятежный, такой фон отражает, кажется, и характер самой художницы – спокойный и созерцательный, вдумчивый и открытый. Но порой предметный фон необходим. Он не отвлекает от объекта изображения, а, напротив, помогает восприятию. Ярче светится добротой лицо бабушки на фоне дощатого серого сарая («Портрет бабушки. Парное молоко», 2018 г., другие работы). Ритм упругих волн, создающий эффект движения, оттеняет созерцательное состояние картины «Течение», 2016 г.). Олеся часто меняет и переворачивает привычные ракурсы, ищет интересную композицию, неожиданные колористические решения. Она тонко чувствует роль «ритма» в композиции: ритм идущих коров, нарядных ульев, осенних роскошных лиственниц и «трав высоких».

Говоря о творческом методе Олеси Глазьевой, можно заключить, что она хранит верность законам «правдоподобия» и, почтительно относясь к реалистическим заветам, ищет новой, «своей» правды. Стилю ее произведений присущи интеллигентность, выразительная пластика рисунка и чарующая теплота. Она реалист из той породы, о которой художник С. Файбисович написал: «Реалист – тот, кого окружающая реальность интересует и возбуждает сама по себе, такая, какая есть; кто черпает вдохновение в этом заведомо главном творении, пользуясь даром видеть его своими глазами».

«Любимые художники Башкирии», книга 2, серия «Земляки».
Текст: Эльвира Каримова

TOP