ХУДОЖНИК РАФАЭЛЬ КАДЫРОВ

Надо лишь настроить душевные струны…

Художник Рафаэль Кадыров

Рафаэль Рашитович Кадыров родился в августе 1957 г. в д. Тугаево Гафурийского района БАССР. Специальное образование получил на художественно-графическом факультете Башкирского государственного педагогического института.

Живописец, график. Член Союза художников России. Заслуженный художник Республики Башкортостан. Лауреат Государственной премии Республики Башкортостан им. Салавата Юлаева.

Председатель Ассоциации Юга при Союзе художников Башкортостана.

Работы художника находятся в музеях, галереях и частных коллекциях России и Европы.

 

Он был пятым ребёнком среди шестерых детей учителя математики и физики Рашита Кадырова. Имя ему дали – Рафаэль, в честь итальянского художника.

В доме Кадыровых всегда было много репродукций картин. Дети гордились, что им выписывают журнал «Художник». Отец и сам неплохо рисовал, у него отлично получалась школьная наглядная агитация. Это были не просто лозунги на кумаче, а изысканная каллиграфия.

Рафаэлю было десять лет, когда он стал учеником республиканской художественной школы-интерната. Там кругозор мальчика расширился. Кружки и секции добавили творческих навыков. Все шло в копилку будущего художника. Следующим этапом стал первый набор художественно-графического факультета педагогического института.

Сегодня уже никого не удивишь компьютерным дизайном, и полиграфия буквально творит чудеса. В 70–80-е годы оформлением городской среды и интерьеров занимались художники. Рафаэль Кадыров, как и его сокурсники, был мастеровитым во многих ремеслах. Приходилось делать и монументальные работы, и плакаты, и портреты вождей. Рафаэль был одним из лучших студентов. Его работы выделялись крепким рисунком, декоративным решением и философски осмысленной композицией. Уже в студенческие годы он решил найти свой путь в искусстве и никогда никому не подражать. Так же сильно было желание крепко стоять на ногах в материальном плане. «Я знаю, – говорил он, – где деньги лежат. Я буду чеканкой заниматься, буду все клубы оформлять». Дипломную работу он делал по металлу, хотя предлагали по живописи.

После окончания института, проникшись идеями великих педагогов, Рафаэль Кадыров начал «сеять разумное, доброе, вечное», преподавая изобразительное искусство в общеобразовательной школе, затем в открывшейся в Ишимбае школе искусств. Ходил с учениками на этюды. Начал работать творчески, участвовать в выставках. И постепенно художник стал вытеснять в нем педагога. Когда ему предложили стать директором школы, он отказался, понимая, что административная работа будет мешать творческой: «Я прочитал послание судьбы, что мне суждено быть художником, а не директором».

Художник всегда доверял своей интуиции.

Как нарисовать то, что ты видишь и чувствуешь? Как передать материнство, юность и зрелость, веру в Бога, любовь и преодоление? Подобные вопросы волновали художника с юности. Мастера говорят: умеющий рисовать еще не художник. Так и Рафаэль вначале был в растерянности. Как дойти до наибольшей выразительности, но не нарушить законов пластики? Духовными ориентирами для художника стали раннее итальянское Возрождение и древнерусская живопись. Художники обращались к Богу, предлагая и зрителям возвыситься до божественного. Рафаэль Кадыров всегда соотносил свое творчество с контекстом мировой культуры. И черпал вдохновение в народных духовных традициях.

Художник имеет счастливую способность быть самим собой. Все, что он создает, созвучно его душевной организации. «Как он дышит, так и пишет». Его главная тема – память детства. Картинки деревенской жизни неуловимо превращаются в библейские сюжеты. Проникая сквозь слои времени, художник создает новую реальность, близкую и понятную современному зрителю. В его картинах – поэзия иносказания, ощущение бесконечности времени и пространства. Он, как художник-суфий, пишет работы тонкие, глубокие, метафоричные.

Образ мудрой пожилой женщины – один из основных в творчестве Рафаэля Кадырова. Это символ приятия жизни и смерти.

…Бабушка говорит неверующему внуку, что есть ангел добра и ангел зла, которые записывают все наши поступки. Бабушка пытается объяснить внуку, что бог есть. И никак не получается. Внук – пионер: «Если есть, покажи!» Для художника важно вспомнить эти эмоции и чувства, которые он сам переживал в детстве.

У него нет женщин среднего возраста. Или зрелые старушки, или юные девы, наполненные силой жизни. И все, что он делает, пропитано любовью.

Цвет его картин яркий, но не агрессивный. Цвет такой же, как созданный им мир: поэтичный и уютный. Желтый, зеленый и красный звучат камерно. Желтый цвет в картинах Рафаэля Кадырова обретает свойство света, энергию света и душевной теплоты.

У художника прекрасная интуиция. Когда он начинает новую тему, точно знает, что именно над этим надо работать. Сначала – множество эскизов, иногда делается до сорока композиций. Потом наступает момент, когда чувствует, что готов к картине, что сегодня его день. С первого раза надо наполнить картину энергией большими кистями, независимо от размера. Если в первый подход не получается сделать 50-60 процентов работы, считай, эта картина – «долгожитель».

Многие работы художник делает не на холсте, а на дереве. Дерево – теплое. Цвет его, чистый как камертон, берется за основу. Живопись на старых досках, столешницах, элементах старой мебели – это не чудачество или желание удивить зрителя. Для Рафаэля Кадырова – это возможность почувствовать энергетику старых вещей, осмыслить исторический опыт. Ведь первоначально художники писали по дереву, по грунтованной основе. Холст появился во времена Возрождения.

 ***

Рафаэль Кадыров – признанный художник в России и за рубежом. Более пятидесяти его произведений находятся в музеях, галереях и частных коллекциях Европы. Что же так привлекает иностранцев в нашей деревенской жизни?

Художник создает свой мир, наполняя его особой красотой и поэзией. Он абсолютно точно чувствует гармонию цвета, у него выразительный рисунок, а линия – певучая. В его картинах отражается вечность. Вход в мир живописца всегда открыт, надо лишь настроить душевные струны. Даже если зритель не всегда угадывает тонкие смыслы и символы холстов, он испытывает радость, как от тихой песни, или молитвы, или светлого дня…

«Любимые художники Башкирии», книга 2, серия «Земляки».
Текст: Татьяна Краснова

TOP