ХУДОЖНИК РЕЗЕДА ТАГИРОВА

ДОМ, МИЛЫЙ ДОМ, или любовь к трем керосинкам…

Художник Резеда Тагирова

И все-таки, как хорошо дома! Тепло, уютно, нет лучше места на Земле.

Рэй Брэдбери

Резеда Шакировна Тагирова родилась в декабре 1987 г. В 2014 г. окончила УГАИ им. Загира Исмагилова. Художник-живописец, член Союза художников России с 2016 г.

Персональные выставки художницы состоялись: в 2010 г. в Уфе; в 2011 г. в Уфе («Лето в Таише»); в 2013 г. в Малом зале РО ВТОО СХР РБ; в 2017 г. в Белорецкой картинной галерее («Край родной»); в 2018 г. в Республиканском музее Боевой Славы («Родное»); в 2020 г. в Малом зале РО ВТОО СХР РБ («Тепло родного дома»).

Участвовала в республиканской выставке-конкурсе «Молодые художники Башкортостана» на лучшее произведение изобразительного искусства (2009 г.); в республиканской выставке «Изобразительное искусство Республики Башкортостан», посвященной III Всемирному Курултаю башкир (2010 г.); во всероссийской художественной выставке «Молодые художники России» (2010 г., г. Москва); в региональной художественной выставке «Урал XI» (2013 г., г. Тюмень); в межрегиональной выставке произведений молодых художников «Нам завещана память», посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне (2015 г., г. Казань); в республиканской выставке-конкурсе на лучшее произведение изобразительного искусства среди молодых художников республики (лауреат в номинации «Живопись», 2015 г., г. Уфа); в гала-выставке всероссийского конкурса изобразительного и декоративно-прикладного искусства, посвященного 100-летию образования Республики Башкортостан, и многих других.

В январе этого года в Малом зале Союза художников РБ состоялась выставка выпускницы Уфимского государственного института искусств им. Загира Исмагилова Резеды Тагировой. Выставка теплая, согретая сердечным домашним уютом, колоритными картинами неповторимой уральской природы и портретами близких людей. А также теми предметами быта, которые еще остались в нашей памяти да, пожалуй, лишь в музеях и кое-где в глухих деревнях, милыми, уходящими потихоньку, и теми, что уже канули в Лету. Они – источники вдохновения художницы.

Она родилась и выросла вдали от городской суеты, в живописном, как и все Белоречье, уголке Башкирии, в селе Манышта, в семье сельских учителей. Первым учителем был ее отец, сам когда-то заочно окончивший Магнитогорский худграф. «Бакалавром» она стала в нашем замечательном училище искусств, а настоящим мастером – в Уфимском институте искусств. «Любимым учителем был педагог, которого уже нет, к сожалению, с нами, Михаил Алексеевич Назаров, – рассказывает Резеда. – Многие работы он успел увидеть, давал советы по композиции и цвету. Беседовал со мной о деревне, о родителях, о сенокосе и коровах, о простой тамошней жизни. В некоторых работах, сделанных еще в академии, чувствуется его сильное влияние. Теперь они более реалистичны. Я пытаюсь делать вещи не слащавыми, а такими, какие они есть в натуре – и грубыми, и старыми, видавшими виды. Они будто рассказывают, какую непростую жизнь прошли. Сейчас, работая в музее, я окончательно влюбилась в эти предметы, ведь это память о наших предках».

В портретах простых людей – односельчан, семьи – то же стремление отразить их внутреннюю суть, характер и настроение. «Портрет отца», 2018 г. «Я привыкла его видеть за обычной работой, такой как на портрете – заготовка на зиму дров, – говорит художница. – Но, если присмотреться и понаблюдать за ним, кажется, что эта простая работа помогает ему глубоко о чем-то думать. И сколько самодисциплины в этом, хорошей физической подготовки, и пофилософствовать можно. Мне иногда кажется, нашим сегодняшним мужчинам не хватает такой простой работы, где можно выпустить пар и подумать о своем…».

На полотне – бородатый, крепкий мужчина у поленницы дров: «сильный, умелый, строгий, природный человек, который знает свое дело и делает его с любовью». Резеда считает, что ей повезло с родителями. Представители сельской интеллигенции, они делают свое благородное, нелегкое, с виду незаметное дело, сеют «разумное, доброе, вечное» в далекой инзерской деревне. Мама – учитель математики и физики, папа – преподаватель изо, музыки, технологии. Мама прекрасно играет на баяне, замечательные этюды отца висят на стенах в деревне: неравнодушные люди, близкие к искусству, воспитавшие талантливую дочь.

Резеда работает художником-реставратором в республиканском музее-заповеднике «Древняя Уфа», так что у нее есть выбор любимых моделей. Экспонаты музея – бытовая долбленая и плетеная утварь башкир, дошедшая до наших дней (hауыт hаба), и более современные, о которых наши дети уже и понятия не имеют и вряд ли когда-нибудь подержат в руках – сделали ее любовь к нашему общему родному дому еще острее. «Старинная вещь красива уже потому, что она дожила до наших дней» (Ж. Бодрийяр). Их простые и изящные формы, оправданные народным вековым опытом, – вереница керосиновых ламп, уходящая вдаль («Синие лампы», 2018 г.), колесо прялки и старая швейная машинка («Нити времени», 2020 г.), сюита допотопных чемоданов («Чемоданное настроение», 2018 г.) и многое другое, более древнее, – позволяют Резеде устраивать композиционные и колористические комбинации, используя очень продуманную, поэтическую палитру. В портретах односельчан, семьи – то же стремление отразить их внутреннюю суть, светлое простодушие характера, те качества, что сияют на обветренных лицах жителей деревни, изображенных, как они есть, без прикрас и пафоса.

«Когда я носила под сердцем дочь, меня одолевало огромное желание рисовать и писать цветы, какие угодно, но цветы. В это время была создана серия цветочных акварелей. Может быть, они наивны, но такова была моя огромная потребность», – говорит Резеда. А букеты простых полевых цветов ее родного края, написанные маслом, при всей их этюдности и порывистости (или благодаря этому), настолько натуральны и прочувствованы до каждой травинки, что тут же будят в памяти заливные сенокосные луга, полные июльского солнца и пчелиного гула. Невозможно пройти равнодушно и мимо сильных, экспрессивных пейзажей («Весна. Снег в мае», 2017 г. и другие работы). «Свой родной инзерский пейзаж могу писать бесконечно… Творчество спасает, без него я себя не вижу, не представляю» (Р. Тагирова).

Природа и вроде бы обычные бытовые вещи – ее способ выразить любовь к родине, к дому. А еще, по меткому замечанию того же Бодрийяра: «Вещи – это бытовая мифология, в которой гасится наш страх перед временем и смертью».

«Любимые художники Башкирии», книга 2, серия «Земляки».
Текст: Эльвира Каримова

TOP