ХУДОЖНИК СЕРГЕЙ ЛЕКОНЦЕВ

Биение кисти и дыхание музыки

Художник Сергей Леконцев

«Палитра нашей суеты
Вся состоит из серых красок,
И дни, как грубые холсты, –
Автопортреты хмурых масок.
Но вот красивый силуэт
На солнце плавно проступает,
Летит сквозь сон небесный свет –
Прекрасней просто не бывает».

Из песни Сергея Леконцева

Сергей Георгиевич Леконцев родился в марте 1966 г. в селе Ермолаево Кумертауского района. В 1982 г. с отличием окончил в Уфе Детскую художественную школу № 2. В 1983 г. поступил в училище декоративно-прикладного искусства при художественном объединении «Агидель» на отделение лаковой миниатюрной живописи. С 1984 по 1986 гг. служил в ракетных войсках в г. Глазове (Удмуртия). В 1988 г. работал на объединении «Агидель» в цехе лаковой живописи. В 1992 г. создал с единомышленниками художественную фирму «Росичи». В 1994 г., в связи с приглашением епископа Уфимского и Стерлитамакского Никона, фирма была преобразована в иконописную мастерскую при Уфимской епархии.

С 1997 по 2003 гг. художник проходит обучение в Уфимской Академии искусств. Завершая обучение в академии в 2003 г., работает в мастерской М.А. Назарова. С 2003 г. – преподаватель живописи, композиции и рисунка в Детской художественной школе № 2 г. Уфы. В качестве художника и преподавателя отмечен грамотами и благодарственными письмами руководства школы, района и города.

Живопись, поэзия, музыка – это язык чувств, понятный без перевода. Наверное, нет ничего удивительного в том, что художник и педагог Сергей Георгиевич Леконцев – еще и поэт-бард, сочиняющий песни. Родители – геофизики
(о чистая, как родниковая вода, романтика физиков-лириков 60-х!), всю жизнь провели в «поле», изучая самые заповедные уголки Урала. И родиться Сергея угораздило чуть ли не в экспедиции, в поселке Ермолаевском под Кумертау. С детства – песни у позднего костра, трудные переходы и потрясающие пейзажи, бесконечные дороги, манящие своей неизвестностью.

«Замечательная встреча», Сергей Леконцев, 2013 г.

Позже, в уфимской художественной школе, куда подростка, любившего рисовать, «ноги сами понесли», к музыке и стихам, звучащим робко где-то внутри, прибавилась живопись. «Открыв двери детской художественной школы № 2, я начал постигать для себя мир изобразительного искусства…», – говорит художник. Мог ли мальчик тогда представить, что пройдет сколько-то лет и он сам станет учить детей рисунку и живописи, и даже в той самой школе № 2. С портретами его учеников и многофигурными композициями целых классов мы познакомились на персональной выставке С.Г. Леконцева в Малом зале уфимской художественной галереи.

«Кирилл и Мефодий», Сергей Леконцев, 1996 г.

«Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем», – изрек великий Конфуций. А русская пословица вторит: «Чтоб других учить, надо свой разум наточить». Если хочешь познать искусство от самых истоков, надо многому научиться. Сергей учился много и серьезно. Сначала было училище прикладного искусства (объединение «Агидель»), специальность «Лаковая миниатюра». Его ларец «Песня России», представленный на одной из выставок, оказался в музее Метрополитен в Нью-Йорке. Вместе с единомышленниками он создал фирму «Росичи»; в основном это были авторские работы в стиле лаковой живописи, традиционного и уникального в своем роде, «деликатнейшего» искусства. В России оно возникло еще в петровские времена, но сейчас, увы, более востребовано за рубежом, чем у себя дома.

Освоение «лакирного дела» привело Сергея к иконописи. По приглашению владыки Никона при Епархиальном управлении была создана иконописная мастерская, где на базе канонов древнейших мастеров в работы привносилось что-то новое, современное. Во дворце Чон Джон Гун в Южной Корее можно отыскать одну из работ этого периода – авторскую разработку Спаса Нерукотворного, созданную Леконцевым.

Знание основ этого искусства вывело на новую дорогу. Были и «знаки». «Однажды мною была написана икона с образом преподобных Кирилла и Мефодия по заказу настоятеля храма отца Игнатия. Примерно через год икона вдруг замироточила (таинственное явление, когда на поверхности иконы образуется прозрачная маслянистая жидкость «миро».) Как раз в ту пору я раздумывал: поступать мне в Академию искусств или нет. Глядя, как капельки «миро» стекают по иконе в специальную посуду, я воспринял это как знак одобрения и шагнул на новую дорогу творческих открытий», – вспоминает Сергей. Он поступил в Уфимскую Академию искусств и окончил ее. К опыту писания святых ликов прибавились академические знания. А потом, с 2003 года, Сергей Георгиевич начал преподавать в уфимской ДХШ № 2, что и продолжает делать по сей день. Так формировался его собственный стиль.

Не оттого ли лица детей-подростков на картинах и рисунках (некоторые сделаны на простой «телесной» оберточной бумаге и приправлены белилами) хочется назвать по-старинному – «отроческими»? Они и задумчивы и бездумны одновременно, чисты как «табула раса», порой «иконоподобны». Они не выражают буйных «щенячьих» чувств, а, напротив, сосредоточенны и строги, даже если на них светится улыбка; они душевны и духовны. Зрители отмечают, что лица детей «обнадеживают». «Изображая своих юных учеников, стремлюсь, чтобы их открытость жизни запечатлелась в моей душе и душах моих зрителей тихой песней радости и тепла», – говорит Сергей Георгиевич.Не оттого ли лица детей-подростков на картинах и рисунках (некоторые сделаны на простой «телесной» оберточной бумаге и приправлены белилами) хочется назвать по-старинному – «отроческими»? Они и задумчивы и бездумны одновременно, чисты как «табула раса», порой «иконоподобны». Они не выражают буйных «щенячьих» чувств, а, напротив, сосредоточенны и строги, даже если на них светится улыбка; они душевны и духовны. Зрители отмечают, что лица детей «обнадеживают». «Изображая своих юных учеников, стремлюсь, чтобы их открытость жизни запечатлелась в моей душе и душах моих зрителей тихой песней радости и тепла», – говорит Сергей Георгиевич.

«Любимая мелодия», Сергей Леконцев, 2008, холст, масло

Может показаться, что образы несколько идеализированы (хотя на картинах изображены реальные личности, его ученики), что «портрет льстит модели» и всё написано слишком «правильно», слишком «чисто» и «холодновато». («Свежий ветерок», «Вспоминая Нестерова», «У истоков искусства», другие работы.) С этим можно поспорить. Игорь Стравинский, например, утверждал, что искусство и должно быть «холодным». Приверженец классического реализма, Сергей Леконцев очень педантичен и в композиции, и в деталях, и в замысле, пластическом мотиве. Лессировочная, гладкая манера письма, наверно, тоже пришла из его художественного прошлого. А идеальной школой для него является традиция Петербургской Академии художеств, безусловного лидера в системе художественного образования в России. Изучение законов композиции, воздушной и цветовой перспективы, множества других заповедей мастеров – это необходимые знания для собственного творческого поиска, разработки новых форм, ведь живопись – это не просто увлечение формоискательством, самовлюбленный эпатаж. Поэтому учиться, делая копии с полотен великих, – важная часть становления живописца на определенной стадии. Сейчас эта форма художественного обучения почему-то несправедливо затерта и чуть ли не зазорна. На полотнах самого Леконцева присутствуют как маленькие символические подсказки-ссылки – абрисы работ Нестерова, Вермеера, Гогена, Клода Моне («В гостях у импрессионистов», «Окно в мой мир» и др.). По словам художника, «иногда копии старых мастеров предстают в настенной живописи, которая тоже очень интересна для меня; мне нравится роспись стен. Привлекают масштабность работы и возможность оставить на стенах свое трепетное отношение к этим образцам».

«Свежий ветерок», Сергей Леконцев, 2015, холст, масло

Тема музыки звучит в картинах «Любимая мелодия» и «Тихая музыка». На первой мы видим стройную золотоволосую скрипачку, слева от которой – плюшевый мишка как символ ушедшего детства, а справа на стене угадывается гогеновская «Женщина, держащая плод», подчеркивающая атмосферу медитативного покоя и мудрости зрелой женщины. На втором портрете поражают тонкие, нежно и точно выписанные «музыкальные» руки и голубые глаза, в которых поет тихая мелодия. «В наше сумасшедшее время хочется создать нечто спокойное умиротворяющее», – объясняет художник замысел своих картин. Однако предгрозовое небо над детьми, вроде бы беззаботно отдыхающими на парапете («Свежий ветерок») не создает ощущения спокойствия – напротив, словно предупреждает об океане бурных событий будущей взрослой жизни.

«Портрет», Сергей Леконцев, 2005, холст, масло
«Свежий ветерок», Сергей Леконцев, 2015 г.

В пейзаже «Уральское лето» – краски зелени и воды, в которой смеются солнечные лучи – совсем другая, теплая палитра, всё пронизано глубокой любовью к природе, радостью от погружения в нее, как в музыку. Нельзя не отметить, что Сергей Леконцев – известный исполнитель авторской песни. В бардовском творчестве – Сергей и его соавтор, композитор Дмитрий Лёликов вместе создали уже шесть альбомов – тексты изобилуют пронзительными живописными метафорами, они – словно мини-пейзажи: «На первом выпавшем снегу кленовый лист лимонно-звонкий» или «Ночь погибает под лезвием дня»…

«Наши с Дмитрием музыкальные впечатления юности абсолютно совпали: Высоцкий, Окуджава, «Машина времени», «Воскресенье». И, конечно, Юрий Шевчук. За тридцать лет нашей авторской дружбы с Дмитрием эти песни и нас самих вдохновляли, поддерживали в трудные минуты… Очень приятно, что их слушают на Российской антарктической станции «Беллинсгаузен», куда они попали благодаря нашему другу, работавшему там, Руслану Елисееву; мы ребятам написали гимн полярников. И на далекой МКС наши песни оказались. Космонавт Сергей Рязанский услышал их в лагере «Орленок» в исполнении воспитанников уфимской школы авторской песни и взял с собой на орбиту», – рассказывает Сергей Леконцев. Можно сказать, что живопись подпитывает его как поэта, а музыка – как художника:

Я погружаюсь в глубину
Уставших улиц и кварталов,
Мечтаний розовых кораллы
Со дна души я зачерпну.
Мой парусник, готовый в путь,
Отчалит от карниза крыши,
А город спящий не услышит
Над ним поющую волну…

Текст: Эльвира Каримова
«Любимые художники Башкирии», книга 2, серия «Земляки»

TOP