ХУДОЖНИК СТЕЛЛА МАРКОВА

Радуга любви

Художник Стелла Маркова

«Чтобы озарять светом других, нужно носить солнце в себе».

Ромен Роллан

«Видно, Бог – художник, иначе зачем столько цветов…»

из фильма «Игры Разума»

Стелла Юльевна Маркова – член Союза художников России с 2010 г., член Ассоциации мастеров лоскутного шитья России (2007 г.), руководитель творческого объединения «Студия художественного текстиля «Кускар» (2010 г.). Окончила ХГФ БГПИ в 1985 г. Живет и работает в Уфе.

Лауреат республиканских фестивалей лоскутного шитья «Корама-туй» (2007, 2009, 2010, 2012, 2014 гг., Уфа); лауреат XII Российского фестиваля «Лоскутные узоры России» (2014 г., Суздаль); дипломант и призер IХ Международного конкурса по лоскутному шитью «EuroQuilt 2011», Москва; дипломант VI и VIII Всероссийского фестиваля декоративного искусства «Лоскутная мозаика России» (2007, 2011 гг., Иваново); дипломант Открытого областного фестиваля лоскутного шитья «Лукоморье» (2012 г., Гатчина, Ленинградская обл.). Участник крупных российских фестивалей лоскутного шитья в Туле, Владимире, Екатеринбурге, Суздале.

В 1988–1999 гг. – преподаватель Уфимского филиала МТИ (ныне УГАЭС), ассистент кафедры технологи швейных изделий, позднее – ассистент кафедры технологии и дизайна трикотажных изделий; в 2007–2008 гг. – преподаватель ДПИ в Детской художественной школе № 2. С 2010 г. – преподаватель частных курсов по пэчворку и квилту(«Квилт-студия Стеллы Марковой»).

С 1998 г. – инициатор и организатор ряда выставок декоративно-прикладного искусства; с 1999 г. – участник городских, республиканских и всероссийских, в том числе специальных (ДПИ, педагогика) выставок и фестивалей, международных и зарубежных специальных (ДПИ) фестивалей и групповых специальных выставок.

Работы находятся в БГХМ им. М.В.Нестерова (Уфа), Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства (Москва), Галерее «Колесо» (Уфа), Аксаковском историко-культурном центре «Надеждино» (с. Надеждино, Белебеевский район РБ), в частных собраниях в России и за рубежом.

Пелёнки, простыни, ковры, занавески в доме… С самого рождения мы попадаем в круг различных тканей – цветных и однотонных, отличающихся рисунком своим и фактурой… И каждая из них хранит свой букет эмоций и ассоциаций. Каждая – будто закладка в книге жизни – дарит тепло воспоминаний о родном и близком. А если выстроить лоскуты этих тканей один за другим, сложить из них выверенный узор, получится эдакий текстильный витраж. Гармония цвета и фактур, подчинённая причудливой геометрии узора или орнамента: так создаётся радуга любви, выполненная в технике лоскутного шитья.

Техника эта, хорошо известная с незапамятных времен во многих странах, в наши дни, на фоне повышающегося интереса к фольклору и народным ремёслам, испытывает новое своё рождение. Повсеместно открываются студии квилта и печворка. Техника лоскутного шитья применяется при создании коллекций модной одежды и в дизайне интерьеров. Помимо всего прочего, это обусловлено ещё и тем, что лоскутным шитьём занялись профессиональные художники, настоящие мастера декоративно-прикладного искусства, такие как Стелла Маркова.

Шить Стелла любила всегда. Обучение на художественно-графическом факультете педагогического института и знакомство с техниками батика, гобелена, вышивки вывели это увлечение на новый уровень, открыли перед ней новые горизонты мира тканей, научили жить в нём и чувствовать его, привили любовь к декоративной композиции.

У Стеллы Марковой с тканью давняя взаимная любовь. Обычно материал сам подводит её к тому или иному замыслу. Невозможно предугадать, как будут «работать» друг с другом лоскуты. Бывает, случайно оказавшись рядом, они рождают вдруг удивительное созвучие, неожиданную гармонию, неповторимую интонацию. Так возникает образ будущей работы, но, как правило, имеющейся ткани недостаточно. Приходится что-нибудь находить, добавлять.

«Не учи безделью, учи рукоделью».

Пословица

Своим опытом Маркова охотно делится с рукодельницами студии художественного текстиля «Кускар», созданной ею в 2010 году, со слушателями курсов печворка и квилта («Квилт-студия Стеллы Марковой»). Стелла любит работать с винтажными тканями, но предупреждает начинающих мастеров, что старый материал часто находится в ветхом состоянии, поэтому, подходя для сугубо творческих работ, не всегда годится для изделий, которыми предполагают пользоваться в повседневной жизни. Да, Стелла реализует себя не только как художник, мастер лоскутного шитья, но и как опытный педагог: институтское образование помогает ей и в этом.

По мере развития техники лоскутного шитья многие авторы усложняют композиции, добиваясь того, что печворк и квилт начинают смотреться как станковая живопись или графика. Маркова не приветствует эти эксперименты. «Зачем лезть на чужую территорию, – говорит она, – если у лоскутного шитья имеются собственные выразительные средства и свои богатейшие традиции…»

«Гармония – упорядоченное соединение противоположного».

Макс Люшер

Отдавая предпочтение простым и ясным решениям, сама Стелла не боится замысловатых композиций. Панно «Маки» отличают выразительная композиция и сложная моделировка формы, затейливая ритмическая структура. Работа «Колесо» подкупает тонкими цветовыми отношениями холодного серого и, вместе с тем, строгой графичностью.

Благодаря точному тональному и цветовому решению, совершенному владению приемами традиционной сборки, в одной из новых работ – композиции «Лето за окнами», автор добивается зримого ощущения пространства.

Участвуя в самых престижных выставках декоративно-прикладного искусства, Стелла Маркова давно уже обратила на себя внимание специалистов, которые отмечают её виртуозную работу с цветом и ритмическую выверенность композиции.

Особого упоминания заслуживают работы мастера, выполненные для интерьеров гостиницы «Башкортостан». Автор дизайна, художник Наиль Байбурин давно хотел поработать в соавторстве с Марковой, поскольку был поклонником её творчества и видел большой потенциал лоскутного шитья в решении проблем дизайна. Подсветив многослойные работы Марковой светодиодными светильниками, Байбурин добился эффекта внутреннего сияния (кажется, что тканые панно светятся сами по себе), особой глубины и сказочности пространства. Что ж, в этой истории нет ничего удивительного: ныне дизайн, наряду с новейшими технологиями, активно использует традиции и произведения мастеров народных ремёсел. Потому можно не сомневаться в том, что лоскутному шитью уготована долгая и плодотворная жизнь.

Стелла уверяет: помимо ярких эмоций, произведения лоскутного шитья сообщают зрителю массу информации и заряжают его энергией культурных пластов, спрессованных в одной композиции.

Подобно тому, как из цветных стёклышек собирается витраж, из кусочков смальты – мозаика, как из лоскутов ткани образуется красочное панно квилта или печворка, так из дней и ночей собирается картина жизни. Нужно обладать вкусом, чувством ритма и композиции, уметь подчинить частное целому, чтобы прожить красиво.

Текст: Хайдар Кульбарисов
«Любимые художники Башкирии», книга 2, серия «Земляки»

TOP