ХУДОЖНИК ВИКТОР ПОЗДНОВ (1929–2010 гг.)

Творчество, одухотворенное светом добра и любви

Художник Виктор Позднов

«Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой,

Как вышки ёлочки темнеют…»

Иван Бунин

1929 г. В 1951 г. окончил скульптурное отделение Пензенского художественного училища им. К.А. Савицкого. С 1953 г. жил и работал в Уфе. Член Союза художников СССР и БАССР (1958 г.), председатель художественного совета Башкирского отделения Художественного фонда РСФСР (1959–1966 гг.), член правления Союза художников БАССР (1967–1985 гг.). Заслуженный художник БАССР (1973 г.).

Работы находятся в музеях Республики Башкортостан, России и за рубежом (Венесуэла, Великобритания, Германия, Канада, США, Швеция, Югославия, Япония).

Виктор Андреевич Позднов – один из наиболее ярких представителей «плеяды шестидесятников», классик башкирского изобразительного искусства. Эта ушедшая эпоха оставила нам богатое наследие – творчество замечательных художников, работавших в реалистической манере на стыке веков, в историческое время грядущих перемен в жизни страны.

Его отец был инженером-железнодорожником, мать – домохозяйкой. Рисовать маленький Виктор начал рано, также он очень любил читать и обожал футбол. Начавшаяся война сломала привычный ход жизни: отец ушёл на фронт, Виктор остался с матерью и, уже будучи взрослым, вспоминал, как он ходил с матерью рыть окопы. Увлеченность рисованием сохранилась и в тяжёлое военное время, только рисунки как-то сразу «повзрослели» и отображали не беззаботное детство, а страшную действительность происходящего.

В 1946 году Виктор Позднов поступает на скульптурное отделение Пензенского художественного училища им. К.А. Савицкого. Это училище имело тогда высокий статус и приравнивалось к институту. Поступить и учиться в нём было престижно, преподавали такие замечательные учителя, как А.П. Коровяков, выпускник Ленинградской академии художеств, Е.Д. Казашвили, ученица известного грузинского скульптора Я.И. Николадзе, который учился у самого Родена. Кроме того, студенты посещали мастерскую замечательного художника И.С. Горюшкина-Сорокопудова – ученика И.Е. Репина. Учился Виктор Позднов увлеченно и был отмечен учителями как одарённый, думающий и трудолюбивый студент. В Пензе он встретил свою будущую жену – Раису Петровну Медунову, которая оказалось красивым, умным и очень цельным человеком. Многие годы она поддерживала мужа, была незаменимым другом, помощницей, моделью и музой.

Окончив училище в 1951 году, В.А. Позднов поступает в Ленинградскую академию художеств, но не может учиться в ней: к этому времени ушел из жизни его отец, и в помощи нуждалась мать. В 1952 году он приезжает в Уфу, откуда поступил заказ на скульптурные работы. Башкирия становится его второй Родиной, здесь началась самостоятельная творческая жизнь художника. Здесь им были созданы скульптуры Макаренко, Толстого, выполнены заказы на барельефы известных русских и реабилитированных башкирских писателей. Скульптурой он занимается недолго, ему очень интересна живопись, которой он в итоге и отдаёт предпочтение.

Необыкновенная  природа башкирской земли очаровала молодого художника, она питала и вдохновляла его творчество многие годы. Начиная с 1953 года, В.А. Позднов становится постоянным участником республиканских, зональных, всесоюзных, международных и зарубежных выставок, решительно заявив о себе как о художнике с ярким творческим кредо. Первой работой, с которой он участвует на республиканской выставке в Уфе, был грустный и проникновенный пейзаж «Разлив на реке Белой», написанный в традициях русского классического искусства.

В 1958 году на Всесоюзной выставке в Москве его картины «Берёзовые плоты» (1957 г.) и «Уральский березняк» (1955 г.) произвели большое впечатление новизной композиции, свежестью и оригинальностью цветового решения. В этих работах художник передаёт эмоциональное состояние природы, её величие и красоту. Палитра светлых красок даёт ощущение трепетности, воздушности, образ природы здесь конкретен и чёток.

В этом же году В.А. Позднов становится членом Союза художников СССР и БАССР, а с 1959 по 1966 гг. является самым молодым председателем художественного совета Башкирского отделения Художественного фонда РСФСР. С 1967 по 1985 гг. В.А. Позднов – член правления Союза художников БАССР.

В 60-е – 70-е годы художник много и активно работает в разных жанрах, пишет пейзажи, портреты, тематические картины, натюрморты. Особенно много времени он уделяет пейзажу, который становится его любимым жанром, так как, по словам художника, «только природа всегда искренна и непосредственна, никогда не лукавит и не обманывает». Появляются такие произведения, как «Первый снег в Усть-Катаве» (1968 г.), «Весна в Чекмагушевском районе» (1970 г.), «Южная Башкирия» (1972 г.), «Май в деревне» (1974 г.). Пейзаж для В.А. Позднова – это возможность высказать всё, что прочувствовано, пережито. Природа, по его мнению, обладает необыкновенными творческими силами, которые действуют в человеческой жизни и вне её.

Эти годы также ознаменовались обращением художника к исторической, военной теме и теме труда. Были написаны такие известные произведения, как «Башкирские конники» и «Песнь отцов» (1967–1969 гг.), «20-е годы в Башкирии», «В.И. Ленин и Н.К. Крупская в Уфе. 1900 г.» (1969 г.). Героическая история башкирской конной дивизии отображена в картинах как легенда или эпос, под совершенно неожиданным углом зрения показан исторический сюжет, и так же неожиданно он решён колористически: яркие краски, замысловатый узор трав, трогательная сцена прощания героев делают работы похожими на фрески или монументальную роспись.

Картина «В.И. Ленин и Н.К. Крупская в Уфе. 1900 г.» признана одной из лучших работ из серии «Лениниана», она вошла в книгу «Лучшие произведения о Ленине» (автор А.Я Аболина, г. Москва, 1975 г.).

Военная тема представлена картинами «Фронтовые подруги» (1970 г.), «Возвращение победителей» (1975 г.), «Возращение. Май 45-го», портрет М.Н. Плясунова (1975 г.), ветерана Гражданской и Великой Отечественной войн. Эти работы посвящены подвигу нашего многонационального народа в тяжелые годы войны.

Целая серия картин, посвященная теме труда, появилась как результат поездок художника на юг Башкирии в сёла Воскресенское, Кузьминки Кугарчинского района. Это такие работы, как «Лесоруб» (1972 г.), «Женщины села Воскресенское» (1971 г.), «Молодёжная бригада» (1974 г.), «Доярки» (1974 г.). Все они написаны с натуры, автор делает акцент на человека, на его сложный внутренний мир, а главное – человек этот живёт и работает в гармоничном союзе с природой. Очень интересны работы, привезённые В.А. Поздновым из Литвы: «Богатый улов» (1977 г.), «Портрет литовских рыбаков (А. Кошата и Ё. Житкуса)» (1974 г.), натюрморт «Швентойн» (1974 г.). Художник отображает тяжёлый ежедневный труд рыбаков, человек предстаёт в них хозяином на земле и на воде.

В 1973 году Виктору Андреевичу Позднову было присвоено звание заслуженного художника Башкортостана. Он был увлечённым, фанатически преданным искусству человеком. Мог работать сутками, забывая о времени, еде, отдыхе, находясь в мастерской с утра до позднего вечера.

В 70-е – 80-е годы В.А. Позднов вновь трудится над любимым пейзажем. В этот период написаны такие замечательные работы, как «На родине Салавата Юлаева» (1977 г.), «Иремель весной» (1981 г.), «Земля благословенная» (1984 г.), «Июль в Башкирии» (1983–1984 гг.). Все эти картины – настоящая ода красоте башкирской природы: яркие, радостные, праздничные, они узнаваемы только ему присущим «поздновским» колоритом с преобладающими синими, зелёными, сиреневыми тонами. В них – радость бытия, восхищение автора, влюблённого в эту божественную красоту. Виктор Андреевич родился осенью, и эта пора «очей очарованья» была очень им любима. Ей посвящены прекрасные добрые пейзажи: «Листопад» (1982 г.), «Осень» (1990 г.), «Аллея осенью» (1993 г.), «Осень в лесу» (1990 г.), «Осень. Южный Урал» (1993 г.), «Последние дни октября» (1992 г.), «Осень в парке Гафури» (1991 г.).

В эти же годы художник пишет натюрморты. «Клубничное варенье» (1975 г.) – яркое воспоминание детства; ароматное варенье готовила его мать в своём деревенском доме на керосинке. «Натюрморт с мимозой» (1980 г.), «Натюрморт «Лето» – красивые, эстетичные работы, глядя на них чувствуешь запах цветов, трав, ощущаешь вкус ягод и фруктов, настолько мастерски изображены эти дары природы.

Помимо активной творческой деятельности, Виктор Андреевич находил время для воспитания молодёжи, для общественной работы. Его всегда отличали интеллигентность, достоинство и благородство, которые сквозили в каждом его движении. Он в совершенстве владел ораторским искусством, имел талант педагога, хорошо знал и любил литературу, музыку, как отечественную, так и зарубежную, очень любил театр и балет. Все эти качества притягивали к нему как магнитом людей разных поколений. В 1981 году его уговорили возглавить уфимский клуб любителей живописи «Тан». Виктор Андреевич откликнулся на предложение и руководил этим клубом более 28 лет, практически до самой смерти. У него был непререкаемый авторитет среди совершенно разных по возрасту, жизненному и творческому опыту людей. К каждому он находил подход, деликатно, мудро, ненавязчиво подсказывал, помогал своим взрослым ученикам раскрыть талант, найти свой путь в искусстве. Большинство из них стали профессионалами, получили признание на сложном творческом поприще. В настоящее время клуб «Тан» носит имя Виктора Позднова. Более полувека было отдано им служению искусству.

Творчество В.А. Позднова – жизнеутверждающее, радостное, глубоко духовное, одухотворенное светом добра, любви как высшей человеческой ценности. Традиции русского и мирового искусства тесно переплелись в нем с самобытной культурой башкирского народа.

«Любимые художники Башкирии», книга 2, серия «Земляки».
Текст: Роза Имаева

TOP