ХУДОЖНИК ВИТАЛИЙ НИКОЛАЕВ

«КЕРАМИЗМЫ»: земное и небесное

Художник Виталий Николаев

«Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты найдешь, чему учиться».

Леонардо да Винчи

Виталий Квинтильянович Николаев родился в январе 1954 г. в д. Кош-Елга Бижбулякского района БАССР. Специальное образование: ХГФ БГПИ (1980 г.). В 1980–1988 гг. жил и работал в г. Тольятти, с 1988 г. живет и работает в Уфе. Художник декоративно-прикладного искусства. Член Союза художников РФ с 1995 г. Заслуженный художник РБ (2014 г.), обладатель Золотого наградного знака «Духовность, традиции, мастерство» секретариата Союза Художников РФ (2014 г.).

С 1982 г. – участник городских, республиканских, зональных, региональных, всероссийских, всесоюзных, международных и зарубежных выставок. С 1998 г. – участник международных арт-фестивалей.

Работы находятся в собраниях музеев и картинных галерей: БГХМ им. М.В. Нестерова, Государственном музее керамики «Усадьба Кусково XVIII в.» (г. Москва), Тольяттинском историко-краеведческом музее, Галереях «Мирас», «Сангат» (г. Уфа) и др.

Что значит для художника в зрелом возрасте оставаться ребенком? Это значит удивляться необычности мира, еще не познанного, глядеть на него весело и влюбленно, без тягостного груза глобальных и личных проблем. Не каждому дано это видение, а лишь тому, у кого развита сердечная память детства. Виталий Николаев как раз из тех художников.
Панно – прямоугольные или квадратные доски с закругленным верхом – словно взгляд через келейное оконце, или сквозь оклад иконы, или из горнила русской печки. Еще эта форма напоминает лопату или старинный головной убор, а в более широком смысле – купол небесного свода, венчающего весь земной мир. Керамические «пласты», разноцветные эмали расцветают как в детском «секретике», «вживленные» в дерево, в широкие, благородной текстуры, доски с неповторимыми природными узорами спилов. Впрочем, однажды им была создана серия и на обычных стиральных досках, ностальгических атрибутах советского быта. Автор доверяет нам «секретики» детства, используя трудоемкие, загадочные и непредсказуемые техники керамики, эмальерного искусства.

Искусство русской эмали, известное с домонгольских времен, утвердилось как культурное явление, корни которого идут из Византии. На протяжении веков оно непрерывно развивается, обогащаясь новыми техниками и направлениями. Пройдя храмовый, имперский и другие периоды, в том числе советский и постсоветский, оно преподносит новые сюрпризы, от ювелирных и монументально-декоративных произведений до вступления в фазу синтеза изящных искусств, где посредством эмали сочетаются работы станковой живописи, графики и скульптуры. Современные «керамизмы» мыслят пятном и плоскостью, воплощая авангардные идеи (с начала XX века и по сей день). Но и преемственность традиций этого искусства, его изумительные природные пластика и цвет, точки соприкосновения прошлого и настоящего, которые открывает нам Виталий Николаев, были превосходно показаны на выставке в галерее «Мирас», где его творчество последних лет предстало во всей полноте. Это произведения в технике горячей эмали, деревянная резьба, ассамбляж дерева и керамики, вазы и скульптуры.

«Весенний пейзаж» мы видим «из оконца» почти на уровне земли, словно глазами ребенка, раздвинувшего голые стебли еще не просохшего от зимы поля. Детскому взору предстало гнездо с кладкой яиц какой-то луговой птицы, а уже за ним, вдали – веселые ромбики деревенских крыш, а еще выше – кромка голубейшего весеннего неба. Это таинство рождения жизни, с самым простым и вечным ее символом, для художника – уроженца деревни – и есть олицетворение весны. Это настоящие цвета деревенских сезонов, со всеми их нюансами и вкраплениями, цвета болотной и речной зелени, с богатейшими оттенками охры, подаренными глиной, любимым материалом его детства (первые «изделия» – домики, самолетики и грузовички – лепились Виталием в играх на крутом глинистом берегу реки). Тонкая нежность рассветных и сумеречных красок, плавные, словно оплавленные огнем времени, формы и многоплановая композиция на плоскости доски – это живопись. Зимние узоры, с отпечатками птичьих следов, с оттисками холстины, штрихи «клинописи» или узоры растений и окаменелостей – это сродни графике, а объемные композиции, созданные из керамических чешуек
и заплат, – скульптура.

Животные на его статуэтках не претендуют на определенную породу. «Позолоченный грач» может как две капли воды походить на австралийского зимородка кукубара, «Собака в траве» имеет черты пуделя и афганской борзой, «Птица-секретарь», важно выступающая на проволочных ножках, – это авторское понимание характера птицы, ее души, как и рыбы неизвестной породы (возможно, ископаемой). Носороги, ценные своей грубой шершавой текстурой и совершенством обтекаемо-громоздких форм, сурок с букетиком мать-и-мачехи, ослики, а также нежно любимые коровы – это не изображения художника-анималиста, а персонажи, характеры небольшого рая, или райка, модель которого он создает. Как художника его можно назвать не только певцом полусказочных сельских картин, но и городским пейзажистом, запечатлевшим ритм «деревянного городка», староуфимские холмы и нижегородские крутые горки. Есть в его арсенале и совершенно абстрактные композиции, показывающие разнообразие возможностей «керамизмов» (мозаичное панно-мандала «Времена года», другие работы.) Округлые чешуйчатые жилища древних напоминают чувашские национальные головные уборы, или женские торсы, или «коробочки» растений, а керамическая статуя женщины – большой радушный дом. Сама любовь к фрагментарности, живописным «заплаткам» и лоскутным «полям» – словно выражение взаимосвязи многообразия форм всего живого, без которых нарушится равновесие целого. Как бы ни экспериментировал Виталий Квинтильянович в своем трудном искусстве, которому отдал более сорока лет (ремесло гончара он освоил еще в молодости), во всех его произведениях сильно ощущается «земное притяжение», радость от работы с самым земным и древним из искусств. Эта радость несомненно передается и нам, зрителям.

«Любимые художники Башкирии», книга 2, серия «Земляки».
Текст: Эльвира Каримова

TOP