ХУДОЖНИК МИХАИЛ СПИРИДОНОВ

Жизнь, прожитая заново

Художник Михаил Спиридонов

«Если стараться отобразить в картине созвучие энергий, то и внешнее правдоподобие предметов будет достигнуто само собой».

Чжан Яньюань. «О живописи»

Михаил Григорьевич Спиридонов родился в апреле 1952 г. в Уфе. В 1970 г. окончил Детскую художественную школу № 1 г. Уфы им. А.А. Кузнецова. Член Союза художников России, член Международной ассоциации изобразительных искусств – АИАП Юнеско. В настоящее время живёт и работает в Уфе.

С 1976 г. художник – постоянный участник республиканских, зональных, региональных, всероссийских и зарубежных выставок. Его работы экспонировались на 70 персональных выставках в Уфе, Москве, Тамбове, Миассе, Пензе, Заречном, Сызрани, Загорске и многих других городах России.

Произведения М.Г. Спиридонова хранятся в галереях США, Германии, Польши, Израиля, Франции; в собраниях Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова и Пензенской картинной галерее им. К.А. Савицкого, в уфимских галереях «Мирас» и «Урал», в Доме ученых Сибирского отделения РАН, в частных коллекциях в России и за рубежом.

Его отец увлекался мелкой пластикой, поэтому у маленького Миши Спиридонова было полно пластилина, и он изо дня в день лепил целые миры, населённые своими героями и проникнутые особым состоянием.

Сегодня он преобразует хаос в явь, кропотливо добывая в сумраке очертания предметов и объектов.

Тот, чье взросление проходило в стороне от мольберта и этюдника, без холста и красок, карандаша и бумаги, даже не догадывается о том, что важнейшую роль в становлении художника играет риторика, умение мыслить и формулировать свои мысли. Становление Михаила Спиридонова проходило в кругу художников-единомышленников, в который входили Леонид Абузаров, Салават Ахметшин и Владимир Жигулин, в разговорах и спорах до утра. Дискутировали о целях и задачах искусства, о взаимоотношениях художника и современного мира. В тех беседах, вероятно, и была задана глубина его будущих работ и точность живописных формулировок. Ночь до рассвета, спор до хрипоты. Может быть, с тех самых пор он испытывает особые чувства к ночи и сумеркам, состояниям, когда все загадки на свете материализуются в танце теней, в перекличке сверчков и мерцании бликов.

«Источник», 2002 г.

«Ночь всегда была временем магии, волшебства и чудес».

Д.М. Блейк. « Пыльца фей»

Нет, он не копирует мир, он нарочито размывает контур, делая его исчезающим в дымке будней (итальянцы называют это «сфумато»). Всякая материя вибрирует, колеблется между полюсами своей физической природы и собственной магической сути. И день – лишь отголосок ночи, а явь – продолжение сна. Реальность весьма метафизична, и всё сущее и явное на земле наполнено тайной. Это знает каждый, кто слышит небесные перезвоны, в ком звучат особые струны (нужно просто уметь их слышать и обрести тот внутренний камертон, который превращает художника в странника, очарованного миром).

На вопрос, как он стал художником, Михаил Спиридонов так и отвечает: «Просто однажды струны зазвенели». Однажды в нём зазвенел весь мир, который сложился из воспоминаний детства, из прочитанного и услышанного, из мыслей, посещавших его ночами и вечерами.

Окончив художественную школу, Михаил несколько раз пытался поступить то в Училище искусств, то на художественно-графический факультет Педагогического института, но всякий раз срезался на «непрофильных» предметах. Сегодня он даже рад этим «неудачам», поскольку это позволило ему сохранить свой собственный мир, избежав заимствований. Набираться знаний приходилось, главным образом, у старых мастеров и у самой природы, которая и поныне главный его учитель и основное мерило совершенства.

«Дело не в том, чтобы научиться рисовать, а в том, чтобы научиться мыслить».

Стендаль

Рассматривая творчество Михаила Спиридонова, уместно вспомнить ленты Андрея Тарковского, в которых та же цветовая сдержанность, тот же разбег мистического пространства, та же пронзительная поэтичность мира, от которой временами перехватывает дыхание.

Живопись Спиридонова со временем стала более аскетичной (почти монохромной). Однажды он пришёл к выводу, что для передачи глубины и внутреннего состояния художнику достаточно палитры в три цвета: красного, жёлтого, синего.

Впрочем, вопрос не в количестве и гармонии красок и даже не в изяществе формы. Важно научиться говорить языком любви. Главное – добыть ту сокровенную суть, которая и есть сама любовь. Нужно только прикоснуться к тому священному знанию, в огне которого сгорает шелуха всего суетного и обыденного. Иногда достаточно прочесть несколько страниц Достоевского или послушать клавир Баха, чтобы явственно ощутить присутствие Бога.

Михаил Спиридонов не стремится к жанровому разнообразию и фотографическому воспроизведению натуры, поскольку вообще обходится без натуры. Все его вроде бы незамысловатые сюжеты (будь то неказистый домишко или тени, колышущиеся в свете фонаря, яблоки на столе или дерево, мерцающее под луной) хранятся в тайниках памяти, приходят к нему без спроса и без эскиза, как тоска по дворам его детства, пространство которых ограничено несколькими бараками.

Раньше во всех уфимских дворах были голубятни. Такие, как на картине Спиридонова «Двор с голубятней». Голубятни – своего рода отделения небесного почтамта. Теперь голубятен почти не осталось, и уже не отправить весточки в мглистую черниковскую высь... Впрочем, у Михаила свой способ общения с небом. С ним он говорит на языке цвета, света и причудливых фактур.

Главным героем картины «Барачная ностальгия» является одноэтажный барак, освещённый фасад которого похож на стилизованную стрелку, направленную в небо. Барак словно предупреждает о том, что весь этот мир с тополями, с зелёной лужайкой, со старушечьими хлопотами и забавами детворы рано или поздно исчезнет, отправится в мерцающий зарницами астрал и превратится в воспоминание художника о том, что было и навсегда осталось с ним. Потому и работы Михаила Спиридонова больше похожи не на воспоминания, а на фрагменты из жизни, прожитой заново.

«Любимые художники Башкирии», книга 2, серия «Земляки».
Текст: Хайдар Кульбарисов

TOP