ХУДОЖНИК МИХАИЛ НЕСТЕРОВ (1862–1942 гг.)

«Великий уфимец»

Художник Михаил Нестеров

Михаил Васильевич Нестеров – русский и советский художник, живописец. Родился в Уфе. Академик живописи (1898 г.). Участник Товарищества передвижных выставок и «Мира искусства».

Самые известные картины художника посвящены историческим и религиозным темам. Лауреат Сталинской премии первой степени (1941 г.) – за цикл портретов деятелей науки и культуры.

Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942 г.).

Удостоен ордена Трудового Красного Знамени (1942 г.).

Жизнь Михаила Нестерова пришлась на период масштабных перемен в России: от отмены крепостного права до Великой отечественной войны. Художник изображал тихий православный мир, пропагандировал религиозные ценности, расписывал храмы. Как удалось живописцу отстоять свои духовные принципы в период революций и репрессий? Почему живописца называют «Великим уфимцем», хотя, подарив коллекцию картин родному городу, он не приехал на открытие музея и после 1914 года никогда в Уфу больше не приезжал?..

ДЕТСТВО

Михаил Нестеров родился в интеллигентной купеческой семье с религиозно-патриархальным укладом. Младенец был настолько слабеньким, что родные опасались за его жизнь. Но к двум годам он неожиданно пошел на поправку, окреп. Уже в детстве проявилась сила его духа, которая не раз поможет ему «возрождаться» и подниматься до новых высот. Детство Миши было счастливым: с играми, православными и домашними праздниками, прогулками на Усольскую гору и увлекательными путешествиями за реку Белую. Отец Миши, Василий Иванович, держал в Гостином дворе лавку и, конечно, хотел, чтобы сын продолжил его дело. Мише было 12 лет, когда закончилось уфимское детство.

По настоянию отца будущий художник отправился в Москву поступать в техническое училище. Не выдержал экзамен и поступил в реальное училище, где проявилась его склонность к рисованию. Таланты живописца, писателя, философа зрели в юношеской душе Михаила и требовали питательной среды ученичества. Он проявил характер и вопреки желанию отца пошел по пути искусства. В семье наступил разлад. Отец простил сына только тогда, когда меценат Третьяков купил первую картину Нестерова «Пустынник».

«Зимой в скиту», Михаил Нестеров
Фонд БГХ музея им. М. В. Нестерова

ТВОРЧЕСТВО. РЕЛИГИОЗНАЯ ТЕМА

«Фрагмент картины Воскрешение Лазаря», Михаил Нестеров
Фонд БГХ музея им. М. В. Нестерова

Михаил Нестеров получил академическое образование у выдающихся мастеров русской школы живописи: в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, затем в Академии художеств в Санкт-Петербурге. Вернувшись в Уфу в звании свободного художника, он женился на уфимке Марии Мартыновской. После короткого семейного счастья произошло событие, которое ввергло молодого художника в глубокую печаль. После родов первенца, дочери Ольги, жена умирает. «Именно любовь к Маше и потеря ее сделали меня художником, – писал Нестеров, – вложили в мое художество недостающее содержание, и чувство, и живую душу…»

Интерес Михаила Нестерова к религиозноисторической теме был логичным и естественным, поскольку он вырос в религиозной семье. Его учителями были художники-передвижники. Кроме того, российское общество последней трети XIX века дышало идеями славянофильства. Природу русской души исследовали писатели Достоевский и Толстой. Многие крупные деятели культуры считали, что именно религия – наиболее действенная сила в преобразовании общества, совсем недавно отменившего крепостное рабство. Михаил Нестеров искал своего героя. Так появился образ Сергея Радонежского.

Картина «Видение отроку Варфоломею» стала сенсацией ХVIII Передвижной выставки в Москве. Картина писалась в Уфе. Первый вариант был нечаянно поврежден, и в незаконченном виде картина хранится в Башкирском государственном художественном музее им. М.В. Нестерова. Здесь же, в Уфе, Нестеров написал ее заново, и еще до выставки картину приобрел меценат Третьяков. Успех картины был грандиозным. Но оценка зрителей и критиков разделилась ровно надвое на восклицания и отрицания. Художника это только закалило и утвердило в правоте выбранного пути.

Живописец не любил и не касался тем общественных, особенно политики. Он считал, что природе искусства не свойственна публицистика. «Искусство имеет свою сферу влияния на человека. Оно призвано оберегать душу, не допускать, чтобы она засорялась скверной житейской. Искусство сродни молитве».

Михаил Нестеров активно работал над росписью храмов. Но в традиционном иконописании он все же был новатором: осторожно нащупывал допустимую грань художественной свободы. На все творчество живописца предреволюционного периода повлиял стиль «модерн» с его пластической красотой линий и декоративностью цвета. Модерн царил в искусстве на рубеже XIX–XX веков.

«Видение отроку Варфоломею», Михаил Нестеров
1889–1890

Михаил Нестеров активно работал над росписью храмов. Но в традиционном иконописании он все же был новатором: осторожно нащупывал допустимую грань художественной свободы. На все творчество живописца предреволюционного периода повлиял стиль «модерн» с его пластической красотой линий и декоративностью цвета. Модерн царил в искусстве на рубеже XIX–XX веков.

Художник писал все, что было ему близко и дорого. Пейзажи Урала и Подмосковья, женские портреты. Его женские образы смиренны, находятся в гармонии с природой. Это женщины из старообрядческой среды. М.В. Нестеров писал и большие монументальные полотна, в которых изображал такую родную и понятную ему православную Россию.

«Святая Русь», Михаил Нестеров
1901–1906

ЖЕНЩИНЫ

За каждым успешным мужчиной ищите женщину, и Михаил Нестеров – не исключение. После смерти первой жены Марии Мартыновской, которую он нежно любил, художник женился на Екатерине Васильевой. В этом браке родились трое детей. Была и возлюбленная Юлия Урусман, и внебрачная дочь художника и Юлии. Были и другие прекрасные дамы. Художник писал, что испытывает две сильнейшие страсти: искусство и женщины. Яркие лиричные портреты, выразительные лица и глаза – позже в искусстве даже появится термин «нестеровские женщины»…

«Амазонка» (портрет дочери Ольги)
Михаил Нестеров
1906
«Портрет народной артистки
К.Г. Держинской», Михаил Нестеров
1937

СТАЛИНСКАЯ ПРЕМИЯ

Михаил Нестеров был убежден, что искусство – сильнейший пропагандист духовных, а значит, религиозных идеалов, без которых он не видел для России будущего. Но художник и представить не мог, что совсем скоро эти идеи «сгорят» в пожаре революции и гражданской войны, как и большинство его картин. Михаилу Нестерову было 55 лет, когда его жизнь разделилась на две части: «до» и «после». В дом художника вселились представители советской власти. Его оттеснили в мастерскую. Семья была вынуждена уехать в Армавир к родственникам.

Там художник заболел, в Москву вернулся только в 1920 году и обнаружил, что эскизы, картины, переписка, ценные вещи – все было разграблено.

Начался новый этап творчества. Художник сосредоточивается на портрете. В начале XX века портрет редко использовался в качестве самостоятельного жанра, обычно – как этюд для будущей картины. Михаил Нестеров был уверен, что ядро любой композиции заключено в человеческом лице. Он писал членов семьи и выдающихся деятелей культуры: философов, мыслителей, художников. Скульпторы И. Шадр и В. Мухина, хирург С. Юдин, архитектор А. Щусев. Конкретные люди, изображенные на фоне пейзажа или в профессиональной среде, обретали величие. Тонкий ценитель мог проследить в портретах и традиции иконописи, и гуманистические принципы эпохи Возрождения.

За православные убеждения Нестерова могли расстрелять, но новая власть проявила к нему лояльность. А за портрет светила советской науки академика Ивана Павлова художнику была присуждена Сталинская премия, одна из первых премий в области искусства. Правда, в это же время попала в ГУЛАГ его дочь Ольга, а ее муж, юрист, был расстрелян.

Художника награждают орденом Трудового Красного Знамени и присуждают звание заслуженного деятеля искусств РСФСР за несколько месяцев до смерти, хотя все награды он заслужил намного раньше.

Михаил Нестеров скончался от инсульта на 81-м году жизни в Москве в 1942 году. До последних дней жизни он держал в руках палитру и кисть, не переставал работать. Похоронен художник на Новодевичьем кладбище.

БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ
ИМЕНИ М.В. НЕСТЕРОВА

«Великий уфимец» Михаил Нестеров оставил потомкам большое наследие. Благодаря коллекции живописи и графики русских художников его круга, дарованной родному городу «с целью содействовать художественному образованию земляков», в Уфе появился художественный музей.

«Ранняя весна», Михаил Нестеров
Фонд БГХ музея им. М. В. Нестерова

Первоначально живописец хотел пристроить галерею к отцовскому особняку на улице Ленина. Помешала революция. Помещение для музея нашел друг Нестерова, архитектор, тоже уфимец, Илья Бондаренко. И в 1919 году в особняке лесопромышленника Лаптева музей открылся. Это был один из первых пролетарских музеев в России. На его открытие Михаил Нестеров не приехал. Последний раз он приезжал в Уфу в 1914 году на похороны сестры. Одной из причин была весть о том, что для строительства советских памятников используются могильные мраморные плиты. Захоронения родственников Михаила Нестерова на уфимском кладбище были разорены.

После национализации художественных ценностей в стране уфимскому музею достались шедевры российского, западноевропейского и восточного искусства. Имя Михаила Нестерова было присвоено музею только в 1954 году. И сегодня именно БГХМ им. М.В. Нестерова располагает самой большой коллекцией живописца: 109 произведениями. В музее также хранятся личные вещи, письма художника. Его книга «Давние дни» – ценнейший краеведческий материал. Памятник Михаилу Нестерову, выполненный скульпторами Фирдантом Нуриахметовым и Владимиром Лобановым, занял своё место у входа в музей.

На месте бывшей усадьбы Нестеровых по улице Ленина установлена мемориальная доска. У подножия храма Симеона Верхотурского в Уфе заложен сквер имени Нестерова.

Духовные принципы Михаила Нестерова были и остаются не только достоянием православной церкви, русского искусства, но и мерилом человеческой нравственности.

Текст: Татьяна Краснова
«Любимые художники Башкирии», книга 2, серия «Земляки»

TOP